Экс-замдиректора компании "ЯК Сервис" Сергей Каширский не верит, что авиакатастрофа, в которой погибла хоккейная команда "Локомотив", произошла из-за неправильных действий экипажа. Он и бывший директор компании, эксплуатировавшей разбившийся самолет, Олег Сильницкий выступили в Ярославском райсуде в качестве свидетелей.
По словам Каширского, в экипаже потерпевшего крушение Як-42 были профессионалы высокого класса, ранее аварийных ситуаций с ними не было. То, что во время взлета кто-то из пилотов жал на тормоза, Каширский как пилот со стажем и инструктор считает маловероятным. "Это глупость, и так говорят многие летчики, которые летали на Як-42, это не причина", — сказал он.
При этом Каширский рассказал, что летчики не отрабатывали на авиатренажере ситуацию, при которой произошла катастрофа. "В современных требованиях говорится о том, что тренажер должен отражать реальную имитацию полета, он должен стоять на платформе, чтобы тебя трясло, стучало все и так далее. Тренажеры Як-42 такой возможности не имеют, но на них можно отрабатывать другие ситуации, которые прописаны в их технических характеристиках", — сказал на суде экс-замдиректора компании, закрытой через десять дней после катастрофы.
По мнению обоих свидетелей, причины авиакатастрофы под Ярославлем до конца не установлены, несмотря на опубликованный отчет международного авиационного комитета. "Никто не может объяснить, почему на полосе во время разбега самолета в аэропорту Туношна на скорости примерно 185 км/ч произошло две перегрузки через полторы секунды, после чего, как пишет МАК, появилась тормозящая сила. Что это за перегрузки? – рассуждает Сергей Каширский. — Как пишет МАК, это произошло из-за наезда на неровность, хотя в тоже время МАК в своем отчете пишет, что никаких неровностей на полосе не было".
По его словам, больше нигде в отчетах МАК нет упоминания о неровностях на взлетной полосе, но в том же отчете есть фраза, зафиксированная на бортовом самописце одного из членов экипажа: "Это что, у нас выбило что-то? Кто-то выключил?" "Причем это звучит дважды, МАК рассматривал эту фразу, как относящуюся к тормозной системе, и ничего не нашел, а может это было что-то еще? Вопросов больше, чем ответов", — считает Каширский.
Олег Сильницкий заметил, что "есть несколько версий, и все они имеют право на существование". "Как бывший руководитель компании могу рассматривать их все, но нужны доказательства, — подчеркнул он. — Если есть четкие доказательства по какой-то из них, значит, она основная, но, насколько я понимаю, сейчас каких-то конкретных доказательств ни вины пилота, ни перегрузов — нет. А то, что ухудшается качество взлета при торможении и нарушении центровки — это, безусловно".
Как сообщает ТАСС из зала суда, в судебном процессе объявлен перерыв до 4 марта. На первом заседании после перерыва планируется допросить 10 свидетелей, в том числе очевидцев авиакатастрофы, водителя хоккейного клуба "Локомотив", а также несколько специалистов и летчиков.
Как раннее заявляла сторона обвинения, в настоящее время по уголовному делу об авиакатастрофе допрошено чуть более половины всех запланированных свидетелей (общее их количество — 120 человек).
Крушение Як-42, на борту которого находились спортсмены, тренеры и персонал ХК "Локомотив", произошло 7 сентября 2011 года во время взлета из аэропорта Туношна (Ярославль). В авиакатастрофе погибли 44 человека. Единственным обвиняемым по делу о катастрофе самолета является замгендиректора по организации летной работы авиакомпании "Як Сервис" Вадим Тимофеев. По его версии причиной аварии могла стать неправильная центровка груза самолета.