Российская космонавтика понесла очень серьезную утрату. Ушел генконструктор "Энергии" академик Виктор Легостаев. Все крупнейшие отечественные проекты, от первых спутников до российского сегмента МКС, так или иначе, его заслуга. Из самых громких — первый выход человека в открытый космос, стыковка "Союза" и "Аполлона", орбитальная станция "Мир" и недавний крупный успех — платформа "Морской старт".
На рабочем столе генерального конструктора — десятки так и не прочитанных поздравлений с Новым годом и Рождеством. На доске — сделанные Виктором Легостаевым в последний перед праздниками рабочий день наброски чертежей. Претворять в жизнь его замыслы теперь придется ученикам, среди которых не только конструкторы, но и космонавты.
"Из всей группы в Подлипки только один человек добрался. Он начал читать одному человеку, но поскольку мы были сильно утомлены другими экзаменами, в конце концов он у него на лекции заснул. Виктор Павлович аккуратно, тихо вышел из аудитории и сказал: "Не мешайте ему. Пусть отдохнет". И ушел на работу", — рассказал выпускник МФТИ, летчик-космонавт, Герой России Александр Калери
29-тилетний кандидат наук Виктор Легостаев стал работать под началом Сергея Королева еще в 1960 году. К этому времени он уже разработал систему ориентации межпланетной станции "Луна-3", которая впервые в мире сфотографировала обратную сторону спутника Земли. Система ориентации гагаринского корабля "Восток" — тоже его работа. Друг конструктора Алексей Леонов рассказывает, что без идей и расчетов Легостаева невозможно было осуществить первый выход в открытый космос.
"Надо было просчитать возможности стабилизации корабля при отходе от него тела порядка ста килограммов веса, какая будет обратная динамика, никто не знал. Это надо предугадать было, и не просто предугадать, а расчетами. Он это понимал, он этим владел", — поведал летчик-космонавт.
Его идеи и расчеты сыграли ключевую роль при разработке систем ориентации и управления движением межпланетных аппаратов "Марс" и "Венера", а также пилотируемого корабля "Союз", грузового "Прогресса", орбитальных станций "Салют" и "Мир".
Успешная стыковка отечественного "Союза" и американского "Аполлона" — так же во многом заслуга Виктора Легостаева. Сын конструктора, Игорь, показывает верстак, за которым отец проводил практически все свободное время, и с улыбкой вспоминает о его командировках в США во время подготовки той исторической миссии.
Виктор Легостаев с российской стороны фактически руководил и созданием единственного в мире ракетно-космического комплекса Морской старт. Тогда он целый месяц провел в океане.
Виктор Легостаев занял пост генерального конструктора РКК "Энергия" в августе 2014 года. Несмотря на свои 83 года, он продолжал активно работать до последнего дня.
Его поведение в критических ситуациях, которых при освоении космоса было немало, всегда помогало двигаться вперед.
Александр Александров, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза: "Я всегда удивлялся его выдержке. То ли это была черта его характера, то ли он так специально вел дело, чтобы не торопясь и правильно принять решение".
Похороны генерального конструктора РКК "Энергия", соратника Сергея Королева Виктора Легостаева намечены на 13 января.