Катастрофа ракеты "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и мексиканским спутником связи вызвана конструктивной недоработкой. Рулевой двигатель третьей ступени ракеты отказал из-за повышенных вибронагрузок.
Это вызвало разрушение подшипника и нештатное завершение полета "Протон-М", пояснил глава Роскосмоса Игорь Комаров.
"Протон-М" стартовал с Байконура утром 16 мая. Нештатная ситуация произошла в полете за минуту до планового отделения головной части от третьей ступени ракеты на высоте 161 километр от земли. Ракета и спутник в результате сгорели в плотных слоях атмосферы над Забайкальским краем.
Пресс-конференцию главы Роскосмоса в прямом эфире транслировал телеканал "Россия 24".
По словам первого замглавы Роскосмоса Александра Иванова, дополнительные проверки позволили выявить окончательную причину аварии "Протона-М" — нештатную работу вала ротора турбонасосного агрегата. По его мнению, причина носит не производственный характер, а конструктивный. Правда, еще придется определить, каким образом можно скорректировать балансировку ротора турбонасосного агрегата.
Исправление конструкторских ошибок в производстве "Протонов" не потребует больших затрат, подчеркнул Игорь Комаров. Поэтому Россия не будет отказываться от использования модернизированных "Протонов".
Для модернизации ракет нужно заменить материалы, из которых сделан валоротор турбонасосного агрегата, доработать методики балансировки ротора турбонасосного агрегата и модернизировать крепления турбонасосного агрегата рулевого двигателя к раме маршевого двигателя .
16 мая стало черным днем для "протона". В 2014 году с Байконура стартовала такая же ракета-носитель с российским спутником связи "Экспресс-АМ4R". Авария ракеты произошла также из-за разрушения подшипника турбонасосного агрегата. А в 2013 году "Протон-М" подвели датчики-превертыши.
Дату следующего запуска "Протона-М" Роскосмос назовет до конца июня 2015 года.