Тема:

Джулиан Ассанж и WikiLeaks 3 недели назад

Стратегический шпионаж АНБ: прослушка президентов началась еще в 90-х

Три канцлера и более ста их ближайших подчиненных постоянно прослушивались ЦРУ. Новые документы, рассекреченные порталом WikiLeaks, показывают, что вся верхушка германских властей находилась под наблюдением более 10 лет.

Три канцлера и более ста их ближайших подчиненных постоянно прослушивались ЦРУ. Новые документы, рассекреченные порталом WikiLeaks, показывают, что вся верхушка германских властей находилась под наблюдением более 10 лет. Глава комитета Бундестага по расследованию скандала вокруг АНБ заявил, что спецслужбы должны внимательно изучить обнародованные доклады. Это значит, что немецкое расследование против ЦРУ, скорее всего, будет продолжено.

После того, как WikiLeaks опубликовал информацию об американской слежке за тремя последними президентами Франции, логично было ожидать такого продолжения: не только Ангела Меркель, но и два ее предшественника — Гельмут Коль и Герхард Шредер, разумеется, вместе с ключевыми советниками и министрами, тоже находились под колпаком у АНБ. Слушали мобильный канцлера, телефон в правительственном и партийном офисе.

Из интервью основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа газете Tagesschau: "Слежка имела стратегический характер. Речь идет не о персоналиях, а о понимании политики и экономики Германии. Что Германия хочет делать в мире? И то же самое Франция, поскольку США, в конечном счете, большой игрок, и они хотят управлять миром в интересах собственных корпораций. То есть эта слежка, ведется в стратегических целях, а не потому, что президент США внезапно заинтересовался делами и окружением Ангелы Меркель".

Раз в списке целей АНБ фигурирует Гельмут Коль, значит, этот стратегический шпионаж начался еще в 90-х. Наиболее интенсивно американцы мониторят внешнеполитический и экономический отделы Бундес-канцелярии. На фоне промышленного спада в США, Европа демонстрирует рост, а 1 января 99-го вводит евро, что грозит подорвать позиции доллара, как основной резервной валюты в мире. С тех пор противодействие чрезмерному экономическому укреплению Германии и Франции, их самостоятельному внешнему курсу становится ключевой задачей для Вашингтона и Лондона.

Информация от спецслужб позволяет своевременно перехватывать и блокировать вредные инициативы, что особенно удобно в кризисные времена. "Меркель предлагала расширить МВФ, — говорит Джулиан Ассанж. — Канцлер говорила, что "мы должны обеспечить большее участие Китая в его капитале, позволить ему в большей степени влиять на политику фонда". Разумеется, США эта идея с точки зрения геостратегии совсем не нравится. И этого не случилось. Как следует из перехватов, таких примеров много, когда предложенные Францией и Германией изменения финансовых систем, нацеленные на преодоление кризиса, реализованы не были. Связано ли данное нежелание воплощать в жизнь реформы с каким-то другими причинами, или потому США приняли для этого определенные меры? Тут надо понимать, что перехваты, которые мы публикуем, — это не рядовая, а особой важности информация, которая шла на самый верх американской администрации, в Госдеп, президенту США, в другие спецслужбы. Потому что руководство АНБ считало, что данные сведения будет полезно использовать при выработке государственных решении".

В то же время, как утверждает Zeit, немецкие спецслужбы с 2002 года улавливали присутствие американских и британских коллег там, где их не должно было быть — в системе правительственной связи и информации. Причем их можно было обнаружить даже не слишком вооруженным глазом. После переезда столицы Германии из Бонна в Берлин, который сопровождался строительством в районе бранденбургских ворот, немцы обратили внимание на большое количество аппаратуры, установленной на крышах посольских новостроек.

Zeit цитирует секретный рапорт контрразведки, датированный 2001 годом: "Проблема нового центра власти в Берлине заключается в том, что объекты для слежки (министерства, партийные штабы, отели, экономические центры) расположены очень близко к потенциальным высокопрофессиональным противникам. Всевозможные системы антенн на крышах посольств, элементы которых видны с улицы, либо замаскированы, свидетельствуют об их намерении перехватывать радиоволны".

Конкретно речь идет о белом цилиндре на крыше британского посольства, который был идентифицирован как обтекатель радиолокационной антенны. На соответствующий запрос – "Что это?" — англичане, не моргнув глазом, ответили — "Элемент декора". На том вроде бы и успокоились. Предложение просканировать объект с воздуха высокочастотным излучением так и не было реализовано, а имевшиеся аэроснимки засекретили. Вместо того чтобы открыто объясниться с союзниками, немцы пошли по пути тайного противодействия их разведактивности. Видимо, не слишком успешному, раз приходится говорить об этом.

"Сейчас мы должны понять, какие нужно принять меры для того, чтобы в будущем мы были бы больше уверены в нашей защите от таких шпионских атак, в сохранности нашей важной информации", — отмечает председатель комиссии по расследованию деятельности АНБ в Германии, депутат Бундестага Патрик Зенсбург.

"Канцлер теперь должна сделать выводы из того факта, что АНБ, американские спецслужбы, на регулярной основе, систематически нарушали законы Германии", — добавляет депутат Бундестага Ханс-Кристиан Штребеле.

Но, по-видимому, выводов глубже, чем давнишнее – "Нехорошо шпионить за друзьями" — нынешний канцлер делать не планирует, потому что это потребует с ее стороны еще определенных действий, на которые способен мало кто из нынешних немецких политиков.

Конечно, сложно ждать, что люди, выросшие в системе трансатлантических ценностей, примутся их публично компрометировать, рискуя подорвать союзнический, по крайней мере, на словах, характер взаимодействия с США и Великобританией. Ту же самую мысль газета Zeit выразила сегодня другими словами: Германия струсила перед друзьями.