В России вступает в силу закон о банкротстве физических лиц. Он призван помочь тем, кто не в состоянии справиться с долгами. Прежде всего это коснется заемщиков, набравших крупных кредитов в валюте. Новый закон даст им возможность освободиться от пожизненной кабалы. Всего по стране стать банкротами могут более шести миллионов человек.
Сегодня с 9 часов утра, как только начали работу суды, около 600 тысяч россиян обязаны подать, по требованию Закона о банкротстве физических лиц, заявления о собственной финансовой несостоятельности. Именно столько должников, по подсчетам Объединенного кредитного бюро, уже имеют неоплаченные кредиты на сумму более полумиллиона рублей и задержки по выплатам более трех месяцев.
"Закон направлен на то, чтобы помочь человеку положительно справиться со сложной финансовой ситуацией, то есть не обанкротить его и продать все имущество, не для этого закон", — подчеркивает директор юридического департамента Объединенного кредитного бюро Виктория Белых.
Руководить процедурой банкротства будет назначаемый посредник — финансовый уполномоченный. Его предложения, утвержденные Арбитражным судом, обязательны для исполнения и должниками, и кредиторами.
"Один путь — это реструктуризация, то есть изменение условий выплаты долга: каждый месяц меньше, но зато дольше, либо банкротство в прямом смысле, то есть продажа имущества, которое можно продать, погашение той части долга, которую можно погасить, а остальное списывается", — объясняет в интервью программе "Вести-Москва" финансовый омбудсмен Павел Медведев.
Это решение — для тех, кто попал в безвыходную ситуацию. Ирина и Сергей восемь лет назад взяли валютную ипотеку на приобретение квартиры для своей большой семьи, когда курс доллара был в 2,5 раза ниже. Выплатили за это время более 4,5 миллионов рублей — и остались у разбитого корыта.
"Сейчас курс 67, наш долг увеличился и составляет 10 млн рублей. Рыночная цена нашей квартиры — 6 млн. То есть даже если банк у нас забирает квартиру, у нас сгорает первоначальный взнос, сгорают платежи за 8 лет, и мы остаемся должны банку еще 4 млн", — рассказывает Ирина Витохина.
Ежемесячная плата выросла с 40 тысяч до 106, которых у семьи просто нет. Полгода просрочки. Банк вынудил подписать график реструктуризации, но срок погашения вырос еще на много лет.
"Теперь мы должны 30 миллионов за квартиру, которая стоит 6. До 2037 года. Нам будет 66 лет с мужем", — резюмирует Ирина Витохина.
"В рамках реструктуризации долга можно рассматривать обоснованность финансовых претензий банка. Суд может назвать эту сделку кабальной", — полагает Виктория Белых.
Весь долг, который останется после реализации имущества, по новому закону будет считаться погашенным. Однако Ирина и Сергей не спешат подавать заявление о банкротстве, поскольку их квартира в этом случае все равно уйдет с молотка.
"Если человек сам добровольно подписал залоговый договор в пользу своего единственного жилья, в этом случае оно будет изъято. Плюсы — в том, что действительно можно очиститься от долгов, начать условно новую жизнь, не думать о том, что за тобой будут бегать кредиторы", — отмечает адвокат адвокатской палаты Москвы. Олег Сухов.
Но не все так просто. Банкрот еще пять лет не сможет занимать определенные руководящие должности и должен будет ставить потенциальных кредиторов в известность о пройденной им процедуре. Многие обязательства — такие, как алименты или платежи ЖКХ — с банкрота не снимаются.
О тонкостях проведения процедуры банкротства можно узнать, позвонив на "горячую линию" по номеру 8-800-707-05-21. Сегодня она заработала по всей России. В ближайшее время планируется провести мониторинг реализации закона, чтобы выявить возможные нестыковки и разночтения в законодательной базе.