Как создается настоящая коалиция против ИГ


EPA

США оказались в непростой ситуации. Их декларируемое лидерство в борьбе с террористами в Сирии и Ираке поставлено под сомнение. Россия, Сирия, Иран и Ирак объединяют усилия по борьбе с ИГ (запрещена в РФ)и имеют шанс на успех и без США.

США оказались в непростой ситуации. Их декларируемое лидерство в борьбе с террористами в Сирии и Ираке поставлено под сомнение. Россия, Сирия, Иран и Ирак объединяют усилия по борьбе с ИГ (запрещена в РФ)и имеют шанс на успех и без США.

На юбилейной 70-й Генеральной ассамблее ООН два самых ожидаемых выступления президентов России и США принесли немало сюрпризов. От Барака Обамы ждали решений, а услышали мантру. От Путина хотели компромиссов, а дождались инициативы.

Выступление президента США в большей степени было посвящено самоутверждению и очередному напоминанию о ведущей роли США. Доказательством этого постулата послужили слова о готовности США единолично решать свои стратегические задачи и при необходимости применять для этого оружие.

От американского президента ждали конкретных предложений о том, как можно решить сирийскую проблему, подразумевая под этим ликвидацию террористического движения ИГ, остановку потока беженцев из региона и восстановление инфраструктуры на территориях охваченных войной. Однако, проблема в том, что Белый дом и, вероятно, сам Обама под сирийской проблемой подразумевают совсем другое. Обама в очередной раз, как заклинание повторил, что США преследует своей целью отстранение от власти в Сирии Башара Асада.

Как ни удивительно, но в этой формулировке ключевые слова не "Башар Асад", а "власть в Сирии". Именно эта самая власть над территорией Сирии и является конечной целью беспрецедентного давления на мировое сообщество со стороны Вашингтона. Разрушить связку Дамаск-Тегеран и включить сирийскую территорию (так как от государства Сирия при таком сценарии следа не останется) в сферу геополитического влияния США.

Именно поэтому никакими успехами в борьбе с ИГ ни США, ни даже та умозрительная коалиция из 60 государств, о который недавно говорил американский президент, до сих пор не может похвастаться.

От российского президента многие ожидали шагов в сторону сближения с той самой коалицией, которая силами американской авиации безадресно, или как минимум безрезультатно, бомбит сирийскую территорию. Тем более, что к таким показательным налётам то и дело демонстративно подключаются отдельные страны. Но Владимир Путин вообще оставил в стороне эту кампанию.

Президент России объявил о создании координационного информационного центра по обмену разведывательными данными, призванного синхронизировать усилия по борьбе с террористами ИГ. Центром, который Россия, Сирия, Иран и Ирак создают в Багдаде, будут руководить офицеры стран-учредителей по три месяца на ротационной основе. Заявление стало неожиданностью даже для спецслужб США. Они попытались оправдаться, заявив, что знали о контактах российских и иракских военных, но не подозревали о возможности создания подобной структуры. Вдвойне примечательно, что создаётся она не в Дамаске, что было бы более предсказуемо, а именно в Багдаде. Тот факт, что на это согласились и Сирия и Иран, говорит о многом. Кроме того, не исключено, что активное участие в работе этого центра или, по меньшей мере, доступ к его наработкам получат и курды, единственные, названные Владимиром Путиным, союзники сирийской армии в ведении наземных боев против ИГ.

Уже сейчас ясно, что этот центр будет выполнять непосредственные боевые задачи по координации сил и совместному решению стратегических задач по вытеснению боевиков ИГ с территории Ирака и Сирии. Таким образом, учитывая крайнюю неэффективность проамериканской коалиции, объединение региональных держав при участии России становится не альтернативной, а единственно эффективной силой в борьбе с террористами.

До вчерашнего дня могло создаться впечатление, что США монополизировали вопрос борьбы с ИГ и "шантажируя" партнёров по переговорам террористической угрозой и "кризисом беженцев" имели шанс склонить отдельные страны на свою сторону в вопросе геополитического переустройства региона, получая, таким образом, одобрение своих действий в регионе Ближнего Востока.

Теперь же США в очень сложном положении. На сцене боевых действий формируется и имеет все шансы на успех военная структура, присоединение к которой США крайне проблематично, в том числе и по идеологическим соображениям. Легитимность её существования несравнимо выше, чем у проамериканской коалиции, а её успех будет сопряжен с неминуемым провалом затеи по устранению Башара Асада.

Примечательной статьёй о выступлении на ГА ООН президентов России и США отметилось издание New York Post. "Наконец-то решительный мировой лидер демонстрирует истинно лидерские качества в том, что касается Ближнего Востока и сирийского кризиса в частности. Увы, этот лидер — российский президент Владимир Путин, не Барак Обама", — пишет автор статьи.