В Москве простились с Эльдаром Рязановым, он скончался 30 ноября на 89-м году жизни. Выдающегося, поистине народного режиссера похоронили на Новодевичьем кладбище. Там были только самые близкие. А на траурную церемонию в Центральный Дом литераторов пришли сотни людей — друзья, коллеги, благодарные зрители. Звучали невероятно теплые слова и знакомые всем мелодии.
Это последняя и очень личная лента. Не его, а о нем. Где он в объективе, и он — главный герой. Кадры, которые знают все. Звучат песни, которые знают все. На стихи, которые знают все, часто его собственного авторства. На заглавном портрете — наверное, самые цитируемые строки: "Дату своего ухода надо благодарно принимать". Рязанов это умел и пытался передать другим, но принять дату его ухода практически невозможно.
"Эпоха Рязанова осталась, потому что тот мир, который он создал — образов, характеров, персонажей, людей, которые вроде на экране, — стали частью нашей обыденной жизни, — рассуждает народный артист России, генеральный директор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров. — Мы их любим, с ними живем, постоянно встречаемся. Этот мир никуда не уйдет".
Слов не было у Андрея Мягкова... Да и как найти силы их подобрать, если встреча с Рязановым стала судьбоносной, если сняться у Рязанова — значило, проснуться знаменитым. Если у него была привычка делать великое кино.
"В каждом фильме он открывал для меня не страну, не людей, а самого меня, — отмечает народный артист СССР Олег Басилашвили. — И благодаря общению с ним я стал понимать постепенно, что такое кинематограф, что такое актер, режиссер и во имя чего актер стоит часами на грязном полу, ожидая съемки, с какой целью он выходит на экран и что хочет сказать зрителю. Я благодарю тебя, Элик, за все-все, что ты для меня сделал".
Почти каждый, кто выходил к микрофону, обращался на "ты" и называл его "Элик". И как-то вдруг становилось понятно, какими были за кадром все эти годы.
"С одной стороны, Элика нельзя вспоминать без улыбки, а с другой стороны... Фрамуга этого таланта, гениальности, фантазии и патологического умения дружить закрылась", — говорит народный артист России, художественный руководитель Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт.
"Мы с ним разговаривали до последнего, мы писали стихи, он и я, — рассказывает народный артист России Валентин Гафт. — Я имел наглость, Эльдар Александрович. Ему нравилось. Он — мой крестный отец, изумительный человек. Но все кончилось",
Это Гафт сказал: "Рязанов снимал фильмы прикосновением души". И абсолютно все, кто с ним работал, кто ходил на творческие встречи в киноклуб "Эльдар", который давал Рязанову силы все последние годы, кто вырос на его картинах, — вся эта очередь на целый квартал, его благодарные зрители, в последний раз аплодировали любимому Мастеру.
Траурный кортеж направился на Новодевичье кладбище. Упокоиться там — последняя воля Эльдара Рязанова. Там же похоронены актеры, снимавшиеся в его фильмах — Смоктуновский, Евстигнеев, Жженов, Папанов. И так случилось, что их могилы теперь недалеко друг от друга. В Союзе кинематографистов уже сообщили, что хотели бы увековечить память одного из самых народных режиссеров.