В Луганской области 16 февраля тоже были слышны выстрелы, но в целом обстановка гораздо спокойнее, чем в предыдущие дни. На отдельные обстрелы со стороны украинских позиций ополчение не отвечает. А в самом Луганске мирные жители привыкают к давно забытой тишине, однако покидать бомбоубежища не спешат.
Город Зоринск на юго-западе от Луганска утром 16 февраля подвергся обстрелу, несмотря на перемирие. По данным ополченцев, ударили по жилым районам из реактивной установки "Ураган". Погиб мужчина.
"Здесь погиб один человек, был ранен другой. Первые залпы были в перемирие в семь часов, вторые — в десятом часу. Нет никаких воинских частей здесь, мирный район. Кто приказал кого убивать?" – удивляются мирные жители.
Недалеко от воронки люди нашли осколки крупнокалиберного снаряда. В Луганске вторые сутки молчит артиллерия. Похоже, здесь перемирие действует. В Первомайске тоже непривычно тихо.
Реактивная артиллерия украинских силовиков наиболее жестоко била по Первомайску в ночь, когда должно было официально заработать объявленное перемирие. Снаряд в разрушенный дом попал в час ночи по местному времени 15 февраля. Он пробил крышу. В результате весь второй этаж заполыхал. Несколько квартир уничтожены, в полу – огромная дыра, которая ведет со второго на первый этаж.
Люди в момент взрыва, к счастью, находились в бомбоубежище.
"Месяц мы вообще жили, не вылезали из подвала. Это последние два дня мы подымаемся домой", — рассказывает жительница города.
— Есть надежда, что заработает режим прекращения огня?
"Не верится в это. Мы боимся, спим пока в подвалах", — поясняет женщина.
Одеяла и матрасы, что были дома, спущены в подвал. Крохотный обогреватель не способен протопить помещение. К тому же электричество есть не всегда. Уже семь месяцев здесь ютятся несколько семей с маленькими детьми.
- А что ты делаешь, когда стрелять начинают?
"Бегу в подвал, — отвечает четырехлетний Никита. — И сплю в подвале еще".
Семь месяцев город методично разрушали украинские системы залпового огня, минометы и гаубицы. На главной площади возле памятника Ленину — музей под открытым небом: снаряды и ракеты всех видов и калибров.
"Тут все оно за последние три дня. И это еще не все мы собрали", — показывает пополнение "коллекции" вдова коменданта Первомайска Ольга Ищенко.
— Тут видны кассетники.
"Конечно, вон дура лежит. Что может остаться от дома, от людей?" – говорит о том, что было бы, если бы снаряд разорвался, сменившая мужа на посту мэра города Ольга.
Ее муж Евгений, которого многие знали под позывным Малыш, погиб в городе месяц назад. И жена заняла его место.
"Я не знаю, как назвать этих людей. Меня — женщину маленькую, хрупкую, беззащитную, с двумя детьми — внесли в список террористов, которые способствуют уничтожению украинской армии. Это только из-за того, что я взяла на себя долг заботы о людях, которые здесь остались", — разводит руками Ольга Ищенко.
Людей осталось совсем немного. Большая часть города обесточена, во многих районах нет газа и воды. Нет ни одного дома, который не зацепил бы снаряд или не побило осколками. На восстановление всей разрушенной инфраструктуры уйдут годы.
Снаряд от реактивной установки "Град" упал неделю назад. Это было прямое попадание в торец дома. Конструкции сложились полностью. Под обрушившимися бетонными плитами похоронено чье-то имущество, надежды на мирную жизнь. Даже если сегодняшнее хрупкое перемирие перейдет в устойчивый мир, как это все восстанавливать – непонятно.
"Градами" по городу не стреляли пока. Но люди все-равно живут в подвалах, потому что не верят", — отмечает Александр.
Силовики по-прежнему стоят в селах Попасное, Катериновка, Золотое. По данным ополченцев, украинская тяжелая техника пока не сдвинулась с места.