Дипломатический марафон в Лозанне по иранской ядерной программе завершился в четверг, 2 апреля. Главное, о чем договорились Иран и "шестёрка" международных посредников, – Тегеран оставит только один объект по обогащению урана — в Натанзе. Он будет производить уран, обогащенный до 3,76 процента, используемый только для гражданских целей. И вся деятельность останется под контролем МАГАТЭ. В обмен на это США и другие страны Запада обещают с одобрения ООН снять санкции.
Договоренности, достигнутые в Лозанне, позитивно повлияют на ситуацию в сфере безопасности на всем Ближнем Востоке. Об этом заявили в российском МИДе. Президент США Барак Обама сравнил достигнутую договоренность с Ираном с советско-американскими договоренностями времен Холодной войны. По его словам, то и другое сделало мир более безопасным. Глава европейской дипломатии Федерика Могерини пояснила, что с Тегерана не снимут все санкции сразу. Но некоторые послабления будут уже в ближайшее время.
"Поскольку Иран — представитель мирной ядерной программы, возможности Ирана по обогащению и по накоплению материала будут ограничены, и у них не будет других устройств по обогащению ядерных материалов, — цитирует телеканал "Россия 24" слова европейского дипломата. — Исследования в Иране на центрифугах будут осуществляться в масштабах, которые согласованы совместно с нами. Мы перейдем от переработки к ядерной физике и к технологическому центру. Международное сотрудничество будет осуществляться в согласованных областях исследований".
Одновременно МАГАТЭ намерено контролировать, как Иран выполняет свои обязательства. Иран обещает в ближайшие 15 лет не строить новых объектов по обогащению урана. Срок действия достигнутых в Лозанне соглашений — 10 лет.
Глава иранского МИДа — Джавад Зариф — назвал прошедшие переговоры историческими и заявил, что все санкции, введенные в отношении Ирана Евросоюзом, США или ООН, будут сняты, как только всеобъемлющее соглашение по ядерной программе вступит в силу. Ни один из атомных объектов Исламской республики не будет демонтирован.
Кроме того, Тегеран планирует продавать обогащённый уран и намерен выйти на мировой рынок ядерного топлива. При этом Зариф отметил, что у Ирана остаются серьёзные разногласия с США, так что переговоры с Вашингтоном будут продолжаться.
Как лакмусовая бумага, на заявления Могерини и Зарифа тут же отреагировали сырьевые площадки. Цены на нефть марки "Брент" стремительно падают. Они опустились до отметки в 54 доллара за баррель. То есть "чёрное золото" подешевело на четыре с половиной процента. Впрочем, апрельские фьючерсы смогли частично отыграть эти потери. И за баррель в итоге дают около 55 долларов.