ЦРУ использовало пытки и до 11 сентября

ЦРУ вновь оказалось в сложной ситуации. В распоряжении газеты Guardian оказался внутренний документ, согласно которому "расширенные методы допроса" – так в ведомстве называют пытки – применялись еще до 11 сентября 2001 года. Кроме того, врачи ЦРУ принимали участие в экспериментах над людьми.

Центральное разведывательное управление США применяло пытки до терактов, совершенных членами "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы" 11 сентября 2001 года. Согласно распространенной версии, именно теракты стали поводом для принятия так называемого Патриотического акта, санкционировавшего масштабную слежку за американцами и гражданами других государств, а также стали причиной ужесточения методов допроса потенциальных террористов.

Однако документ, который цитируют журналисты Guardian, ссылается на инструкцию, датированную далеким 1987 годом, в которую в последующие годы неоднократно вносились изменения. Документ помогает пролить свет на изнанку допросов в Гуантанамо и секретных тюрьмах ЦРУ по всему миру: в частности, как руководители, так и подчиненные не стесняясь признают, что осуществляют эксперименты над людьми, в то время, как для обозначения пыток используют распространенный эвфемизм "расширенные методы допроса". Кроме того, раскрывается роль врачей Управления медицинских услуг при ЦРУ – журналисты публикуют выдержки из закрытой переписки сотрудников управления, пожелавших остаться неизвестными.

"Во время всего допроса с использованием расширенных методов всегда должен присутствовать соответствующий медицинский и психологический персонал, — написал в 2003 году своим подчиненным директор ЦРУ Джордж Тенет. – В каждом случае медицинские и психологические сотрудники должны приостанавливать допрос, если считают, что усиленные и продолжительные физические и психологические нагрузки, боль и страдание могут привести к [смертельному] результату, если допрос не будет прерван".


В клятве Гиппократа, которую все медицинские работники дают после окончания медицинских учебных заведений, они обещают "воздерживаться от причинения всякого вреда и несправедливости". Кроме того, теоретически все действия медицинского персонала должны быть ограничены инструкцией об ответственных и гуманных процедурах, действующей на всей территории США.

Однако на практике врачи довольно часто оказывались неспособными предотвратить серьезный ущерб допрашиваемым. В публикации Guardian содержится несколько писем, касающихся бывшего узника Гуантанамо по имени Абу Забайда. Он был первым заключенным, к которому был применен так называемый вотербординг или имитация утопления, а в результате пыток сотрудниками ЦРУ потерял один глаз. Сейчас Забайда пытается добиться от американского правительства компенсации в размере 100 тысяч евро за физический и моральный ущерб.

Вот что пишет врач, участвовавший в допросе Забайды в 2002 году: "Пока никакой полезной информации… Его стошнило пару раз во время вотербординга каким-то рисом и бобами. Это произошло через 10 часов после того, как он ел в последний раз, поэтому для меня это неожиданно и тревожно. Сейчас мы планируем его немного покормить. Я возвращаюсь, чтобы возглавить еще одну сессию вотербординга". В докладе о пытках, обнародованном в декабре по настоянию Сената США, упоминается, что в ходе одной из сессий Забайда "перестал реагировать на раздражители, а из его рта пошли пузыри", однако врачам удалось его реанимировать.

Газета также приводит выдержку из инструкции, описывающей "эксперименты над людьми", которая включает сбор данных для исследовательских целей, а также описание поведения испытуемого, его контактов с экспериментатором и другими людьми и сбор видео и аудиозаписей, сопровождающих эксперимент. При этом отдельно оговаривается, что личные данные подопытных должны оставаться в строгой тайне. И действительно – имена большинства участников таких "экспериментов", как, впрочем, и экспериментаторов, до сих пор остаются неизвестными.