Тема:

Мигранты в Европе 1 неделя назад

Переформатирование Европы. Реплика Алексея Бобровского

То, что происходит сейчас в Европе, уже скоро смело можно будет называть гуманитарной катастрофой. История с беженцами — история не сегодняшнего дня. Вызревала эта проблема годами, годами и будет решаться. Это не закат Европы, как уже спешат назвать происходящее некоторые.

То, что происходит сейчас в Европе, уже скоро смело можно будет называть гуманитарной катастрофой. История с беженцами — история не сегодняшнего дня. Вызревала эта проблема годами, годами и будет решаться. Это не закат Европы, как уже спешат назвать происходящее некоторые. В истории это случалось многократно: и великое переселение народов в Европе после вторжения гуннов, межконтинентальные миграции в эпоху великих географических открытий — тогда, правда, из Европы уезжали.

Перемещения большого количества людей в результате двух мировых войн. После второй мировой войны народ хлынул из бывших европейских колоний. Выжили, выстояли. Когда рухнула одна британская Индия и появились Пакистан и независимая Индия, переселенцами оказались более 15 миллионов человек! Но, тем не менее, нынешняя история — это точно серьезные тектонические изменения в глобальной политике и, конечно, экономике. Сегодня вся Европа обсуждает новые идеи главы еврокомиссии Жан-Клода Юнкера. Он обещал придумать новый план перераспределения беженцев между государствами-членами ЕС.

Некоторые прекрасные аспекты этого уже смакуют журналисты. Больше, конечно, итальянские — основная проблема там. Самая важная деталь плана: судя по всему, Юнкер хочет предложить ввести внушительные штрафы для тех государств, кто не хочет участвовать во всеевропейском глобальном переселении народов. Эти штрафы будут выплачиваться в специальный фонд, который будет источником для субсидий тем странам, которые принимают участие в схеме.

Хотя, правильнее сказать, которые не смогли откупиться. Первый план Юнкера, если вы помните, провалился с треском. Он предлагал обязательные квоты для всех стран. Но все равно это катастрофа. Стратегии нет, идеи вырабатываются в панике, денег тоже, в общем, нет. Политический контекст, или даже идеологический: ЕС сам загнал себя в угол. Проблема в том, что в вопросе получения убежища в ЕС кандидатом может быть, как человек, который бежит от войны в своей стране, так и люди, которые бегут от нищеты в поисках лучшей жизни. Сегодня юридическая позиция ЕС в этом вопросе: "Приходите, мы вас примем!" То есть, идея Европы без границ не работает.

Давайте просто посчитаем сколько нужно евро, чтобы принять этих людей. С технической точки зрения, даже не обращаясь к разбору поведения европейских властей, они могут их разместить, выдворить, поселить у себя, как вон финский премьер предложил свой дом для этих целей. В любом случае, это все расходы, это стоит денег. Германия готова выделить 6 миллиардов евро, при том, что налогоплательщикам это встанет в 10 миллиардов евро. Еврокомиссия выделила 2,4 миллиарда евро для решения проблемы мигрантов, но это на 6 лет.

Англичане прикинули, что им тоже встанет это примерно десять миллиардов. Что будут делать южные страны, Франция, восточная Европа? С восточной Европой, кстати, говорить будут в Берлине и Брюсселе жестко, потому как потоки мигрантов идут ведь не только с Ближнего Востока и северной Африки, но в больших количествах и с Балкан. Есть еще проблема миграционных потоков внутри даже ЕС или кандидатов туда.

К чему может привести этот кризис? А это кризис, хочу подчеркнуть это еще раз. Как ни странно, этот миграционный кризис может привести к серьезным изменениям в структурах даже ООН. Гуманитарные организации ООН на грани банкротства, они не могут обеспечить нужды миллионов людей — мигрантов с Ближнего Востока, в Африке и Европе.

Бюджеты не идут ни в какое сравнение с ростом нужд. А доход гуманитарных подразделений ООН в 2015 году будет почти на 10 процентов меньше, чем в 2014. То есть, будут меняться правила игры и тут. Или увеличатся пожертвования, которые почти как членские взносы в организацию, или будут сокращаться объемы помощи.

Как ни цинично, это можно сравнить с питанием в самолетах, где кризис приводит к тому, что вместо обеда, тебе дают печеньку и булочку. Очевидно, что будет меняться структура многих международных организаций и союзов. Это тектонические на самом деле изменения.
Что будет, например, с шенгенской зоной? Понятно, если поставить снова пограничные посты — это уже не шенген. Хотя вся Европа будет делать вид, что это исключение, чтобы с незаконной миграцией бороться. Но факт — Европа серьезно поменяет правила свободного перемещения внутри себя.

Что будет с самим Европейским союзом? Голосование в Британии и разные соцопросы показывают, что Лондон готов уходить из ЕС после референдума. Они вообще давно хотят серьезную реформу самого ЕС и управленческую, и финансовую. Но главным мотивом сегодняшних капризов Англии, конечно, является вопрос миграционный. Без Великобритании ЕС будет другим, да и полной гарантии, что за Лондоном не потянется кто-то еще, сейчас нет. Это не развал союза — нет, но движение к серьезному его переформатированию. И это только вершина айсберга.