Польшу потрясли кадры из Широкино. Специальный репортаж из этого украинского поселка показал в своем эфире популярный польский телеканал. Журналисты побывали на позициях, которые удерживают боевики добровольческого подразделения "Азов". В сюжете неоднократно демонстрируется свастика и другие нацистские символы. Они везде — на стенах, шевронах и татуировках. Многих поляков это шокировало.
"Фашисты в окопах" — так, без всяких кавычек, не по-европейски прямолинейно, назвали авторы свой фильм. И у них есть на это полное право. Репортеры Польского государственного телевидения Рафаль Станьчик и Ярослав Гермазяк провели несколько суток под Мариуполем, где позиции держит печально известный батальон, а теперь полк, "Азов". Поляки рассказали ровно о том, что увидели, не прибавляя ничего от себя.
"Мы собирались посмотреть, как же на самом деле выполняются минские соглашения, — говорит журналист TVP Рафаль Станьчик. — Ну и, конечно, мы хотели посмотреть в глаза тем, кто воюет там сейчас. И вот из нашего репортажа, как мне кажется, зрители смогут понять, кто же укрывается в тех окопах".
Бойцы нацгвардии обычно охотно идут на контакт с западными журналистами. Ну, а к полякам сразу прониклись особым доверием. "Cразу после того, как мы приехали на место съемки, там произошла такая ситуация: в нескольких метрах от нас взорвались мины. Так что нам пришлось упасть на дно окопа и пролежать на земле довольно долго рядом с солдатами, которые там воюют. В общем, мы сразу поняли, что мы на линии фронта", — говорит коллега Станьчика Ярослав Гермазяк.
Ну а после такого, какие могут быть тайны от братьев по оружию? У бойцов "Азова" языки совсем развязались. "В прессе появлялись сообщения о неонацистах, которые воюют в рядах "Азова", о неонацистской символике, которую наносили некоторые бойцы того полка. Но многие из них тогда оправдывались, объясняя, что на самом деле они украинские националисты. А все остальное не более, чем совпадение. И вот что они рассказали нам", — это фрагмент текста из фильма "Фашисты в окопах" польского телеканала TVP.
"Ну, это у вас там на Западе считают, если человек воююет за свой народ, за свою нацию, он нацист. Это эффект российской пропаганды. Многие сравнивают наш символ — руны, со свастикой СС. Так это можно нарисовать и кричать — смотрите, нацисты!" – говорит один из бойцов. "Для националиста просто любить родину — этого мало. Надо ее защищать. Особенно в тяжелые времена. А тяжелые времена наступили".
И невдомек, что эти самые тяжелые времена на Украине наступили именно благодаря им. Вот, совсем ничего не стесняясь, даже показательно, на камеру, азовцы устраивают обстрел восточных окраин села Широкино. Днем... И ночью, стреляя из подствольных гранатометов совсем уж наугад. Чаще попадают по жилым домам. Так они защищают свой народ — уничтожая его.
"Но вот что удивительно, — говорит в фильме "Фашисты в окопах" корреспондент польского телеканала TVP. — Именно нацистскую символику можно встретить в Широкино повсеместно. Это только несколько примеров. То, что мы увидели во время одного выхода на передовую. Это ли не аргумент..."
На кадрах фильма видно, как один из бойцов "Азова" показывает шеврон своего воинского формирования на плече. А вот его комментарии: "Не знаю, кому пришло в голову считать это нацистским символом. Это всего лишь аббревиатура : И — эН, идея нации. Идея народа".
А потом этот местный окопный фюрер, которому всего-то 21 год, рассказывает Рафалю и Ярославу про Бандеру. О том, что тот был "сильный духом, боролся за независимость Украины". Но вопрос, который задают авторы фильма, ставит его в тупик: "А что ты скажешь тем полякам, которые потеряли в той борьбе родных и близких?"
"Слушайте, вот что я скажу, — отвечает боец "Азова". — Было такое время... Ну вот, сейчас, например, под Донецком, украинцы убивают украинцев, кто будет разбираться. Вот и тогда так же было". И, как бы между прочим, рассказывает полякам, что форма, в которой он воюет, была поставлена из Польши. В качестве гуманитарного груза.