"Мы издали распоряжение об отзыве автомобилей" — это цитата из заявления немецкого ведомства дорожного движения. Обычно такие кампании инициируются самими производителями, но в случае с фольксвагеновским дизельгейтом всё иначе. Правительство Германии потребовало у крупнейшего мирового производителя внести изменения в техническое устройство почти двух с половиной миллионов автомобилей, зарегистрированных в стране.
Всего по дорогам Европы и Америки ездят 11 миллионов "нечестных" дизелей. И все они должны исправиться за счёт производителя. Это самая большая кампания по отзыву автомобилей в истории. Чтобы сервисные центры по всему миру могли с ней справиться, акцию растянули на год.
Владельцам проблемных машин нужно дождаться письма от Volkswagen, в котором им объяснят, в какой сервисный центр им записаться, чтобы их автомобили перестали нарушать экологические нормы. О водителях, которые просьбу приехать на техобслуживание проигнорируют, сообщат в регистрационную инстанцию. С машин уклонистов, проще говоря, снимут номера.
Самое простое решение предложат владельцам двухлитровых турбодизелей — на компьютеры машин с такими двигателями установят новое программное обеспечение. А вот моторы объёмами 1.2 и 1.6 литра потребуют внесения технических изменений в конструкцию.
После этих процедур, автомобили перестанут распознавать, когда они находятся на испытательном стенде, а когда едут по обычной дороге и всюду покажут честные результаты вредных выбросы в атмосферу. Но достичь этого либо без падения мощности двигателя, либо увеличения расхода топлива невозможно. В любом случае, покупатели приобретали автомобиль с одними характеристиками, а получили совершенно с другими. И здесь есть повод для судебных разбирательств.
Предприимчивое немецкое адвокатское бюро даже открыло специальный веб-сайт для автовладельцев "Пострадавшие от Volkswagen". Юристы предлагают помощь водителям и акционерам.
Сколько всего потеряет автопроизводитель из-за скандала с манипуляциями, подсчитать сложно — всё только начинается. Только в Соединённых Штатах автогиганту грозит 18 миллиардов долларов штрафов от экологических властей и десятки судебных исков от клиентов, автосалонов и всех тех, кто сочтёт себя пострадавшим от того, что по дорогам страны несколько лет разъезжали нечистые дизели. В Европе службы экологического надзора пока не обещают санкций.
Но, например, министр юстиции земли Северный Рейн — Вестфалия заявил, что в течение двух лет, автомобили с проблемным мотором EA-189 освобождались от уплаты транспортного налога по причине низких показателей вредных выбросов. Так что, возможно, и здесь Фольксвагену придётся расплачиваться.
Вице-канцлер Сигмар Габриель на вопрос журналиста, будет ли скандал иметь последствия для немецкой экономики в целом расплывчато отвечает – "Я не думаю". Но последствия могут быть не только экономическими, но и социальными. Представители одной из главных составляющих немецкого знака качества — автоиндустрии, понимают, история всемирного обмана, на который пошёл крупнейший мировой автопроизводитель, причинил надписи "Made in Germany" огромный репутационный ущерб.
В отношении ряда высокопоставленных менеджеров вольфсбургского концерна в Германии ведётся следствие, а концерн уже объявил о коренном изменении стратегии. Новых дизельных моторов разрабатывать больше не будут. Ставка — на электрокары и машины с гибридным приводом. А ведь до сегодняшнего дня каждая вторая легковушка, продававшийся в Европе заправлялась соляркой. Народный автомобиль никогда уже не будет прежним.