Автор: Дмитрий Киселёв
Украина, раздираемая войной и политическими противоречиями, привлекает все больше желающих "половить рыбку в мутной воде". На этот раз активизировались крупные агрохолдинги из США и Европы. Дешевый и плодородный украинский чернозем — лучшее место в мире для выращивания генно-модифицированной продукции и культур для производства биотоплива. Как Украина будет выживать без зерна, ячменя, кукурузы, крупные агрокорпорации не интересует. Главное — гигантские прибыли. Намного выгоднее посадить, например, рапс и сделать из него топливо для автомобилей европейцев. Осталось лишь немного поправить украинские законы, а захват земель уже начался. Кто мечтает о колонизации Украины?
Автор: Александра Христенко
Место мексиканских фермеров, рассказывающих в рекламе, как хорошо стало жить и работать с приходом американцев, вскоре вполне могут занять украинцы. Это ролик компании Monsanto — одного из крупнейших производителей генно-модифицированных семян. Корпорация объявила о многомиллионных вложениях в агросектор Украины. То же собирается делать другой американский производитель — DuPont.
Агрохолдинги со всего мира проявляют повышенный интерес и к украинским плодородным равнинам — черзнозем идеален для выращивания зерновых. Недаром Украина была житницей Советского Союза. Теперь в прессе страну окрестили "житницей Европы". Сельскохозяйственных земель в два раза больше, чем у Германии, правда, из 32 миллионов гектаров пашни больше половины уже контролируют местные и иностранные сельскохозяйственные гиганты.
Депутаты Бундестага из Партии левых подозревают, что на Украине полным ходом идет land grabbing — захват земель. Под land grabbing понимают аренду и скупку концернами обширных территорий в третьих странах, чтобы затем извлечь из земли прибыль для собственных национальных экономик. Некоторые западные страны и агропромышленный концерны часто прибегают к данной практике, которая необязательно предусматривает выигрыш для местного населения.
32 вопроса поставили немецкие парламентарии перед правительством ФРГ. В официальном обращении они спрашивают, что знает Берлин о захвате земель на Украине? Какова роль немецких советников и агрокомпаний, а также американских? И выдавал ли Европейский банк реконструкции и развития, а также банковская группа KFW кредиты на то, чтобы различные структуры значительно увеличили свои земельные владения на Украине?
Как оказалось, кусок в 250 тысяч гектар застолбила даже Ливия — еще в 2008-м в обмен на нефть и газ. После февральского госпереворота, подозревают парламентарии, все пришло в движение.
В тени украинского кризиса происходит тревожный процесс передачи земли украинским олигархам, а также западным и иным аграрным компаниям. Несмотря на то что мораторий на продажу земли на Украине был продлен до января 2016 года, схема аренды земли сроком до 50 лет весьма привлекательна для инвесторов.
Захват земли, пишут депутаты, всегда ассоциировался с югом — с такими странами, как Бразилия, Судан, Эфиопия, Мозамбик. Но теперь в списке и страны Восточной Европы, в частности, Украина.
Глава исследовательского центра "Институт Окланда" Фредерик Муссо уверен, что западные доноры — МВФ и Всемирный банк — поставили перед новыми киевскими властями условие: деньги — в обмен на ослабление госконтроля в аграрном секторе, включая оборот ГМО.
"Это новый колониализм. Транснациональные компании, после того как цены на продовольствие и нефть пошли вверх в 2008 году, бросились скупать землю и устремились в агросектор. Зачастую это означает монополию и диктат, какие семена сажать и где именно. Реформа, которую сейчас проталкивают на Украине, предполагает и cнятие запрета на продажу пашни, так что любая корпорация сможет ее купить. И это большая угроза для украинцев, потому что они могут потерять контроль над своей землей и своим сельским хозяйством", — считает Фредерик Муссо.
С сельскохозяйственной отрасли может начаться возрождение Украины — надо лишь убрать излишний контроль и барьеры, писала в мае прошлого года The New York Times, тогда, мол, и пойдут инвестиции. Ключевое значение, какого они качества, объясняют в Бундестаге.
"При обычной инвестиции деньги поступают в страну, а продукты, которые затем производятся, государство либо экспортирует, либо потребляет само. При land grabbing из страны просто высасывают продукт, тем самым компенсируя свой недостаток пахотных земель", — пояснил член Бундестага от фракции левых Александр Ной.
Украино-американский совет по развитию бизнеса. Офис располагается в центре Вашингтона. В совет входят более двухсот компаний-участников, среди которых — представители крупнейших агропромышленных корпораций Америки. На своем сайте совет публикует большое количество материалов, особенно о том, как отстоять украинскую независимость.