На Украине — в соцсетях и прессе — продолжают обсуждать арест журналиста Руслана Коцабы по подозрению в измене. Ранее сообщалось, что СБУ арестовало его на два месяца за то, что журналист публично призвал призывников отказываться от мобилизации, чтобы не убивать соотечественников.
Во время судебного заседания Коцаба был в камуфляже, надетом на вышиванку, отмечают украинские СМИ. Но более всего поразило некоторых наблюдателей то, что наручники на журналиста в зале суда надевал не милиционер, а странный человек в черном капюшоне, которого уже прозвали "новым титушкой".
Некоторые представители СМИ и общественные деятели вступились за Коцабу. Сторонники Коцабы, тем временем, начали акцию Je suis Ruslan Kotsaba, хотя далеко не все поддерживают его призыв бойкотировать мобилизацию на Украине.
Так, например, журналист Вахтанг Кипиани на своей странице в "Фейсбуке (запрещена в РФ)" (запрещена в РФ) написал, что "арест Руслана Коцабы на 60 дней — это неправильно". "Все, что он сказал и написал — в свободном доступе. Я его знаю 20 лет — уверен, что он не уехал бы из Украины", — написал журналист, отметив при этом, что призывы коллеги бойкотировать мобилизацию он не поддерживает.
"Власть, которая не посадила Ахметова, Медведчука, Ефремова, Бойко, Симоненко и других выдающихся деятелей народного хозяйства, государственников и переговорщиков, но которая смогла арестовать самого Коцабу, — далеко пойдет", — иронизирует Кипиани.
Между тем, юрист и правозащитница Татьяна Монтян призывает к акциям в поддержку арестованного журналиста. "Судя по информации в СМИ, СБУ не имеет никаких доказательств. 114-я (статья о шпионаже, которая инкриминируется журналисту) — вообще реальный цирк, там субъектом может быть только иностранец. И по 111-й (статье о госизмене) надо иметь железобетонные доказательства выполнения задания иностранного субъекта и то, что собранные с целью передачи данные действительно содержат государственную тайну", — цитирует украинский портал "Вести" слова юриста.
Монтян считает, что сейчас украинские власти проверяют реакцию общества: получится замолчать арест журналиста или нет? При этом правозащитница считает, что "как Коцабу, в госизмене можно обвинить любого украинца".
Между тем, в радикальных кругах Украины арест Коцабы считают делом праведным. Правда, отмечают при этом: "Правильно, но мало". Такой вывод, в частности, в своем "Фейсбуке" сделал соратник депутата Верховной рады Украины Олега Ляшко по Радикальной партии Андрей Лозовой.
"Тем, кто изо всех сил аплодирует задержанию Коцабы и рассказывает о том, какие у нас эффективные СБУ, МВД, прокуратура и т.д.", он задает вопрос: "А разве Коцаба — главный агент Кремля в Украине?"
И сам же на него отвечает: "Это мелкая шестерка. Таких тоже надо наказывать. Однако абсурдно то, что он сидит, а на свободе и довольно комфортно себя чувствуют Ефремов, Ахметов, Медведчук, Клинчаев, Колесников, Кравченко и другие. А некоторые VIP-ватники вообще сидят в парламенте: Бойко, Бакулин, Левочкин, Новинский, Вилкул", — перечисляет соратник Ляшко.
На этот пост активно откликнулись и интернет-пользователи. "Коцаба — это информационное мясо в этой войне, а генералы и финансисты войны ахметовыефремовышуфричи и т.д. ведут активные боевые действия и чувствуют себя совершенно расслаблено", — пишет один из комментаторов. С ним согласен и другой: "Молодцы, что задержали Коцабу. Но он там был лишь марионеткой. А главные колорады сидят в Киеве".
В соцсетях, тем временем, продолжают обсуждать арест военкора за критику мобилизации. В этой связи украинский политолог Константин Бондаренко вспомнил анекдот 1950-х годов.
"Мужчину приговорили к 25 годам за то, что назвал Хрущева дураком. Почему 25? 10 лет дали за оскорбление первого секретаря ЦК КПСС и 15 лет — за раскрытие государственной тайны. В данной ситуации дебилы сами себя выставили дебилами", — написал политолог.
Видеообращение к президенту Украины Руслан Коцаба записал три недели назад. Он призвал Петра Поршенко прекратить войну (или перестать делать вид, что на востоке происходит АТО, и объявить военное положение). А "адекватным людям" посоветовал поступать по собственному примеру.
"Я не против того, что есть добровольцы. Хотят, пусть записываются (в армию), Бог им судья. Но прошу не носить мне повестки — лучше отсижу в тюрьме, но не буду принимать участия в братоубийственной войне", — заявил Руслан Коцаба.
Эту позицию оценили в Службе безопасности Украины: Коцабе грозит до 15 лет. Советник главы СБУ Маркиян Лубкивский уточнил, что журналист в своем ролике наговорил на две статьи УК Украины: ч.1 ст. 111 ("Госизмена", от 10 до 15 лет) и ст. 114-1 ( "Препятствование деятельности ВСУ", от 8 до 15 лет).