Война с выгодой: Америка заработает на гонке вооружений


фото EPA

7 февраля в Мюнхене глава МИД России Лавров встретится с вице-президентом США Байденом, который накануне был в Киеве.

7 февраля в Мюнхене глава МИД России Лавров встретится с вице-президентом США Байденом, который накануне был в Киеве.

Беседы о войне на Украине и кризисе в отношениях России с Западом как будто не остановить. Сергей Лавров со сцены добавляет в них новый поворот: нынешнее противостояние — итог планомерного разрушения системы безопасности в мире.

"Мы считаем, что имеет место кульминация проводимого последние четверть века курса наших западных коллег на сохранение любыми средствами своего доминирования в мировых делах, на захват геополитического пространства в Европе", — заявил глава российского МИД.

Джордж Сорос — в зале, он сжимает губы. Чуть ранее со сцены он обвинял в том же самом Россию и заверял собравшихся: нынешняя Украина — прообраз будущего мироустройства. Лавров, напротив, полагает, что ситуация на Украине только запутывается. И не в последнюю очередь из-за того западные страны решили вообще не критиковать Киев — мол, время не то.

"Мне кажется, что эта поддержка, лишенная критического анализа происходящего, еще и кружит головы некоторым, как она вскружила в 2008 году голову Саакашвили. Все знают, что из этого вышло", — подчеркнул Сергей Лавров.

Александр Вершбоу кому-то отправляет sms и прячет телефон. Бывший посол США в России точно помнит, как разрушалась структура мировой безопасности. Еще в конце 90-х, работая в Совбезе ООН, много спорил с Сергеем Лавровым — тогда российским представителем в международной организации — что делать с Югославией. В итоге Соединенные Штаты решили вовсе обойтись без ООН.

"Конструкция стабильности, которая опирается на устав ООН, на Хельсинские принципы, давно подорвана действиями Соединенных Штатов и их союзников в Югославии, когда ее разбомбили, в Ираке, в Ливии. Подорвана расширением НАТО на Восток", — отметил Сергей Лавров.

Из зала — вопрос: почему, если Россия недовольна политикой США, страдает Украина? От Лаврова — то ли ответ, то ли диагноз. "У вас, конечно, извращенное сознание, я уже понял. Не надо путать яблоки и апельсины. Сейчас говорят: урегулируем украинский кризис, и вся система европейской безопасности заработает сама собой. Все наоборот. Урегулировать кризис надо, это первейший приоритет, но мы не можем закрывать глаза на то, что все договоренности, заключенные после холодной войны, не соблюдаются", – пояснил Лавров.

Мадлен Олбрайт — еще один ветеран американской политики, приложивший руку в том числе и к развалу Югославии, — о чем-то задумалась в зале.

"Надо сейчас собирать по крохам то, что остается, и каким-то образом на основе подтверждения Хельсинских принципов договариваться о новой системе безопасности. Почему в случае, например, с Афганистаном, Ливией, Мали, Южным Суданом наши партнеры настойчиво уговаривают правительство договариваться с оппозицией, с повстанцами, даже с экстремистами, а в отношении Украины поступают по-другому, потакая силовой операции Киева, вплоть до попыток оправдания применения кассетных боеприпасов?" — заявил Сергей Лавров.

Джон Маккейн улыбается. Это его высказывание имел в виду Сергей Лавров — мол, Украина вынуждена применять запрещенное вооружение, потому что Запад до сих пор не поставляет стране оружие разрешенное.

"Кто на кого напал? Что, Луганск или Донецк пошли брать штурмом Киев? Нет, туда была направлена воинская группировка", — сказал глава российского МИД.

Снова вопрос — о поддержке украинского ополчения. Мол, не смогли бы самопровозглашенные республики сражаться без нее? И будет ли Россия гарантом прекращения огня?

"Не надо делать вид, что эти люди будут брать под козырек. Они живут на своей земле и воюют за свою землю. И когда говорят, что они не смогли бы обеспечить превосходство на поле боя, у них дело правое. А украинские солдаты не понимают, за что их бросают воевать", — подчеркнул Сергей Лавров.

И, конечно, дежурное — о незаконности присоединения Крыма. Лаврова спрашивают, не противоречит ли это уставу ООН? Министр отвечает, что нет. И вполне в русле международной практики.

"Они провели референдум о своей независимости и присоединении к России. В Косово никакого референдума не было. Хотя президент Обама недавно сказал, что в Косово все было образцово, потому что там люди проголосовали на референдуме. Как и много других референдумов. Германия объединялась без референдума. И когда холодная война закончилась, Советский Союз выступал против раздела Германии", — отметил Сергей Лавров.

В кулуарах тем временем – разговоры о санкциях. Ранее, на встрече немецкого бизнеса с российским, сетовали: то, что строилось последние четверть века, разрушается в считаные месяцы и — главное — без толку.

"Санкции не работают. В том смысле, что они не могут заставить Россию изменить свою политику в том направлении, в каком Запад этого хочет. Но при этом они наносят ущерб экономике", — заявил Андрей Костин, президент, председатель правления ОАО "Банк ВТБ".

Но и в этом экономическом ущербе кто-то находит выгоду. Вице-президент США Джо Байден практически потребовал от европейских стран наращивать военные расходы. Американские корпорации ждут новой гонки вооружений. Уж что-что, а как зарабатывать на европейских конфликтах, у них опыт достаточный.