Радиоактивный дым от чернобыльских пожаров идет на Киев. Несколько очагов зафиксированы вблизи аварийной атомной станции, и специалисты предупреждают, что уровень радиации может повыситься в несколько раз. Тем временем, сооружение защитного саркофага над разрушенным энергоблоком вновь отложено — не хватает денег. Испуганная радиацией Европа принимает решение об очередном транше.
Новая цифра — полмиллиарда евро — появилась аккурат в день, когда вспыхнул Чернобыль. По странному стечению обстоятельств, пожар близ реактора начался 26 апреля, в день годовщины аварии на АЭС и сразу после того, как, почтив память погибших, Чернобыль покинул президент Украины Петр Порошенко.
Новость ненадолго становится главной в Евросоюзе: страх ядерного коллапса, за который европейцы платят уже 29 лет, по удачному для официального Киева стечению обстоятельств вновь обострился. В Европе хорошо помнят, как чернобыльский ветер накрыл 17 стран Евросоюза. Председатель европейской комиссии спустя два дня после пожара одобряет очередной транш.
"Мы выделили дополнительные 70 миллионов евро для работ по сооружению защитных конструкций в Чернобыле, чтобы обеспечить ликвидацию всех последствий этой разрушительной катастрофы", — сказал председатель европейской комиссии Жан-Клод Юнкер.
Карт-бланш на шантаж Киев, можно сказать, получил официально. История строительства нового саркофага тянется уже 20 лет.
"И сегодня мы, украинцы, продолжаем на своих плечах нести основные тяготы последствий аварии на Чернобыльской атомной станции", — заявил Порошенко.
Именно это как заклинание произносят все украинские президенты. 10 процентов доходной части бюджета Украина тратит на опасный четвертый реактор. В Европе знают, что это неправда, 94 процента расходов — это официальная цифра — ложатся как раз на плечи Евросоюза. Но, понимая, что Чернобыль — это 200 тонн слабо обогащенного урана, с Украиной давно не спорят.
"По предварительным расчетам, стоимость проекта возросла на 399 миллионов долларов — с нынешних 758 миллионов долларов до 1059 миллиардов долларов", — сообщил заместитель министра топлива и энергетики в 2004 году Александр Светелик.
"Украина ценит международную поддержку и призывает всех партнеров довести дело до конца и завершить строительство нового безопасного объекта Укрытие. Для этого потребуются новые финансовые вложения", — сказал президент Украины в 2005-2010 годах Виктор Ющенко.
Эти слова президент Ющенко произнес, когда на нужды Чернобыля уже перечислили без малого миллиард долларов. Эпопея с тем, что Украине нужно помочь ликвидировать последствия страшной трагедии официально началась в 1995 году. Именно тогда был подписан "меморандум о взаимных обязательствах"- семерка решает предоставить 758 миллионов долларов безвозмездно. Первые 390 миллионов перечисляют в течение месяца. Через 5 лет — еще 100 миллионов. В 2004 году выделяют еще сто миллионов. Украина при этом продолжает откладывать сдачу объекта. В 2011 году вопрос был поставлен ребром.
"Мы обязуемся завершить строительство нового саркофага над четвертым ядерным реактором в 2015 году. Что касается контроля за расходами. Контроль осуществляют наши наблюдатели и мировые эксперты", — сказал президент Украины в 2010-2014 годах Виктор Янукович.
Это был первый раз, когда Украина сказала что-то конкретное. 2015 год. В этот момент смета строительства, которую изначально оценили в 700 миллионов долларов, возросла до полутора миллиардов, на этот раз евро.
Так называемый новый безопасный купол, или саркофаг, в высоту должен быть 110 метров, 165 метров — в длину и весом — больше 30 тысяч тонн. Купол должен быть надвинут на поврежденный реактор. Срок эксплуатации — 100 лет. Его конструкция позволит в будущем извлечь радиоактивные материалы.
Но извлекать снова не на что. Официальный Киев должен Чернобылю 131 миллион гривен, это порядка 6 миллионов долларов: зарплату тем, кто продолжает работать на территории аварийной АЭС, не платят с начала прошлого года.
Дым от пожаров, которые, по официальным сообщениям, потушили еще вчера, завтра накроет Киев. Это сообщение метеорологов. На территории Чернобыля практически в открытом доступе есть радиоактивный плутоний с периодом полураспада более 20-и тысяч лет. Киев продолжает искать добровольцев, но желающих тушить, да еще и бесплатно, на Украине нет.