Тема:

Дело Рыболовлева 4 года назад

Рыболовлев против Бувье: миллиардер заподозрил арт-дилера в мошенничестве

Российский миллиардер, экс-владелец "Уралкалия", Дмитрий Рыболовлев подал в суд на человека, который долгие годы снабжал его произведениями искусства. Речь о швейцарском арт-дилере Иве Бувье – благодаря ему, в коллекции россиянина появились, например, полотна Родена, Матисса и Леонардо да Винчи.

Российский миллиардер, бывший владелец "Уралкалия", Дмитрий Рыболовлев подал в суд на человека, который долгие годы снабжал его произведениями искусства. Речь об известном швейцарском арт-дилере Иве Бувье — благодаря ему, в коллекции россиянина появились, например, полотна Родена, Матисса и даже Леонардо да Винчи. Понятное дело, все это доставалось Рыболовлеву не бесплатно. Он покупал картины за внушительные суммы — сотни миллионов евро. Пока не заподозрил, что Бувье не просто работает на комиссионные проценты, а, по сути, гонится за крупной наживой, то есть покупает произведения искусства значительно дешевле, чем потом перепродает. Теперь швейцарцу грозит тюремный срок за мошенничество.

Картинка с выставки: солнечное утро, Лазурный берег. Один из самых богатых людей Швейцарии едет в гости к одному из самых богатых людей России, чтобы обсудить сделку на 140 миллионов долларов. "У нас была назначена встреча на 10 утра в его резиденции в Монако, — рассказывает Ив Бувье. — Я зашел, увидел мужчину, подумал, что это один из телохранителей. Но это оказался офицер полиции, он сообщил мне о моем аресте. Вот и все".

Швейцарского эксперта Ива Бувье доставили в полицейский участок. Предъявили обвинение в мошенничестве. Уличивший его в обмане истец – олигарх Дмитрий Рыболовлев — присутствовать не смог, отбыл в Туманный Альбион, где в это самое время принадлежащий ему скромный футбольный клуб "Монако" разгромил тяжеловеса – лондонский "Арсенал" (3:1). Хороший знак.

"Он человек холодный, подозрительный, — отмечает журналист газеты Le Temps (Швейцария) Алексис Фавр. — Он никогда не дает интервью. Рыболовлев вполне соответствует всем нашим представлениям о русских олигархах. И он собрал уникальную коллекцию живописи – это тоже вполне соответствует его имиджу".

Долгие годы в любви к искусству Дмитрий Рыболовлев замечен не был. Все больше удобрениями занимался: полный контроль над предприятием "Уралкалий" гарантировал ему постоянную прописку в списке Forbes: 14-е место среди богатейших россиян. Потом предприятие он продал, из страны уехал, обосновался в благополучном Монако и начал вести себя по-княжески — собирать коллекцию живописи.

"Есть огромная проблема, и эта проблема вне правового регулирования, — говорит ведущий искусствовед Университета Цюриха Николя Галли. — Она связана с новыми инвесторами. Это олигархи, миллиардеры, преимущественно, российские олигархи. Они покупают, покупают много. Чаще всего – через посредников. При этом авторитет этого посредника под сомнение не ставят, тем более что и сами не являются компетентными специалистами, чтобы самостоятельно оценить реальную стоимость покупки".

Очевидно, понимая, что без помощи специалиста ему не обойтись, Дмитрий Рыболовлев обращается к Иву Бувье — арт-дилеру, галеристу, эксперту. С его помощью несколько лет занимается головокружительным шоппингом — покупает работы Матисса, Гогена, Да Винчи. Работа последнего "Христос, спаситель мира" обошлась олигарху в 127,5 миллионов долларов. Это для примера. Вот уж, правда, инвестиции как искусство.

"Эти авторы — вообще "голубые фишки" рынка, — подчеркивает директор компании по арт-консалтингу Денис Лукашин. — Это предметы, которые гарантированно всегда будут расти в цене. Предметы искусства – это вообще невосполняемый ресурс — еще раз Модильяни ничего не напишет. Еще каких-то картин Ван Гога не будет. Поэтому, естественно, с инвестиционной точки зрения это интересно. И по "голубым фишкам", как правило, меньше рисков инфляций, падений, каких-то рыночных кризисов".

Правда, в какой-то момент коллекционеру Рыболовлеву показалось: искусство у него в неоплатном долгу. Вот купил он картину Модильяни "Обнаженная на синей подушке". Отдал 118 миллионов долларов. Многовато будет. Ведь если посравнивать, да посмотреть на ценник нынешний и прайс минувший, окажется, что за ту же картину Бувье отдал только 93 миллиона. Наценка на Да Винчи получилась почти 50 миллионов. На Гогена – еще 30. Но с другой стороны – никто ведь у олигарха кошелек не отнимал, за руку не тянул: хочешь – плати, ну или переплачивай.

"Я покупал картины на рынке – платил за них, что называется, живыми деньгами, — рассказывает Ив Бувье. — И когда я совершал такую покупку, я отдавал свои деньги. А потом я, по сути, просто перепродавал картину. Сам из покупателя становился продавцом. Я не работал по предоплате. Я был свободен установить любую цену. Я никому ничем не был обязан".

Интересно: с чего бы Рыболовлев так разнервничался? Он, говорят, человек азартный: нужна одна победа – за ценой не постоит. Скажем, купил пентхаус в Нью-Йорке за 88 миллионов долларов, откровенно переплатил — и ничего. Ни с кем не судится. Или острова греческие приобрел – по случаю, за 150 миллионов евро. Может, тоже надули? Но так это — для себя, тут ничего не жалко. Другое дело – для бывшей жены Елены, с которой Дмитрий Рыболовлев вот уж седьмой год все разводится. Никак не договорится об отступных. Получается, если сейчас доказать, что коллекцию картин переоценили, то и бывшей супруге можно поменьше платить.

В сухом остатке: арт-дилер Ив Бувье – пять лет тюрьмы, как минимум, если докажут его вину. Дмитрий Рыболовлев – минус два миллиарда долларов, правда, часть вернут, если подтвердят, что он все-таки переплатил за искусство. Коллекция живописи – 40 картин великих мастеров, уникальное собрание. Насолить бывшей супруге – а вот это бесценно.