Греческая история последних лет сильно напоминала старую поговорку про кошку, которой хозяин от избытка милосердия, чтобы животное не так страдало, отрубает хвост по частям. За нынешние же несколько дней история вышла на новый уровень: теперь кошке не только рубят хвост по частям, но и норовят некоторые части пришить обратно.
Напомню свежие события. Левое правительство Греции проводит референдум, на котором греки внятным большинством приказывают ответить "нет!" на предложения тройки кредиторов.
Евросоюз говорит: уважаем волю народа – давайте тогда ваши предложения. Греки дают свои предложения. Европейцы азартно совещаются: 18 часов, с середины воскресенья 12 июля до утра понедельника 13 июля спорят лидеры всех девятнадцати стран зоны евро. Наконец радостно докладывают миру, что достигнут компромисс!
Какой же компромисс? А вот какой: условия, на которых Греции будут предоставлены очередные пакеты помощи, существенно (существенно!) хуже тех, которые греческий народ отверг на недавнем референдуме.
Условия эти прямо унизительны и лично для нынешнего премьера Греции Ципраса, и для всей Греции. Помимо тех самых мер свирепой экономии, которые отверг референдум, теперь Греции навязывают жесточайший внешний контроль: теперь греческому кабинету придется, прежде чем представлять сколько-нибудь серьезный законопроект вниманию народа или парламента, получать санкцию Брюсселя.
Но фактическая потеря суверенитета этим не ограничивается. Грекам предстоит передать в специальный фонд (контролируемый, разумеется, кредиторами) на 50 миллиардов евро государственного имущества, подлежащего скорой приватизации – как залог под будущие кредиты. Это огромная масса активов – почти на четверть годового ВВП страны. И за все за это грекам посулили лишь возможную, только возможную реструктуризацию долга, но никак не его списание.
Как Ципрас пошел на такие условия? Да понятно, как пошел – ему выкрутили руки. Когда у тебя в стране банки третью неделю не работают, особо-то не развоюешься. Как заявил министр обороны Греции, "Ципрасу до самого утра грозили крахом банков и всеобщей "стрижкой" банковских депозитов населения".
Он и сдался.
Глава Еврокомиссии Юнкер заявил, что достигнутые договоренности исключают выход страны из еврозоны ("вариант c Grexit исчез", сказал он) и что компромисс устраивает всех: "Нет ни победителей, ни побежденных. Я не думаю, что народ Греции унижен. При этом другие европейские страны также сохранили лицо".
Я понимаю, что ничего другого господин Юнкер сказать и не мог: должность обязывает его делать приятное лицо даже и в такие моменты. Но все-таки странно так нахваливать компромисс, которому заведомо не суждено продержаться долго. Ведь теперь Ципрасу предстоит в течение считаных дней протащить через греческий парламент законы, реализующие достигнутое соглашение, при том, что бОльшую часть положений этих законов народ только что отверг на референдуме, а меньшая часть еще хуже.
Сделать это будет очень трудно – в коалиции премьера большинство нового соглашения не поддерживает. И это мягко сказано "не поддерживает"! Вот еще цитата из министра обороны: "Ципрас столкнулся на саммите еврозоны минувшей ночью в Брюсселе с государственным переворотом, который устроили ФРГ, Нидерланды и страны Балтии с целью свержения законного правительства страны".
Полагаю, очень многие в Афинах думают так же. И не только в Афинах. Такое же мнение высказал и нобелевский лауреат по экономике Кругман. По его словам, список требований, навязанных в Брюсселе Греции – это "чистой воды мстительность, полное уничтожение национального суверенитета и никакой надежды на облегчение".
И далее совсем мрачно: "Европейский проект, который я всегда воспевал и поддерживал, пережил ужасный, возможно, смертельный удар. И что бы вы ни думали о партии "СИРИЗА" или о Греции, этот удар нанесли отнюдь не греки".
Смертелен ли удар, не знаю, но что силен – это очевидно. Ведь в тупике не только Греция, но и весь Евросоюз. У ЕС тоже нет "хорошего" выхода из ситуации.
Отказ от списания долгов при любых промежуточных "компромиссах" означает выдавливание Греции в дефолт. Согласие на списание ее долгов – сигнал для других должников вроде Италии, Испании и Ирландии потребовать и себе того же. От попыток найти квадратуру этого круга уже трещат сами основы Евросоюза. Заметьте: по греческому вопросу неприкрыто разошлись во мнениях Берлин и Париж, а ведь франко-германское единство с самого начала составляло и до сих пор составляет хребет ЕС. А тут еще восстал Лондон. Новое соглашение по Греции должно обойтись Великобритании примерно в миллиард фунтов стерлингов. Так вот британский министр финансов Осборн провел несколько телефонных разговоров со своими коллегами из стран еврозоны и попросил не рассчитывать на поддержку Лондона в греческом вопросе.
Хвост злосчастной кошки никак не желает пришиваться на место.
Удачи вам.