Кровопролитие в Донбассе будет остановлено в ближайшие дни. Это главный итог сложнейших переговоров в Минске. Главам России, Германии, Франции и Украины удалось прийти к компромиссу. Споры продолжались в течение пятнадцати часов — весь вечер, ночь и утро, без перерывов на сон и отдых. Призрак большой войны, которой мир накануне встречи пугали европейские политики, отступил.
Сложнейший политический марафон. Нормандская четверка, кажется, состязалась еще и в выносливости. 16 часов фактически без перерыва, дипломатическая схватка продолжалась даже во время совместного ужина. Когда Путин все-таки вышел к журналистам, саммит уже официально превратился в двухдневный. "Все-таки целая ночь прошла. Кто кого пытался уморить, и до чего все-таки удалось договориться?" – спросили журналисты президента России Владимира Путина.
"Это не самая лучшая ночь в моей жизни, — пошутил он. — Утро, на мой взгляд, доброе. Потому что, несмотря на все сложности переговорного процесса, нам все-таки удалось договориться о главном. Кстати говоря, почему так долго шли согласования? Я думаю, это связано с тем, что, к сожалению, киевские власти до сих пор отказываются от прямых контактов с представителями Донецкой и Луганской народных республик. Даже несмотря на то, что они непризнанные. Но надо исходить из реалий жизни. И, если все хотят договориться, на долгосрочной основе выстроить отношения, то нужно пойти на прямые контакты".
"Ну а мы работали в тех условиях, которые есть, и договорились, на мой взгляд, о многом, — продолжил президент РФ. — Первое. Договорились о прекращении огня с ноля часов 15 февраля. Вторая позиция, которую я считаю чрезвычайно важной, — это отвод тяжелых вооружений от сегодняшней линии соприкосновения для украинских войск и от линии, обозначенной с сентября прошлого года минских соглашений, для ополчения Донбасса".
Для самого Донбасса жизненно необходимым было добиться не только прекращения канонады, но и определиться с собственным политическим статусом. А это целый комплекс вопросов, скажет после переговоров Путин. Речь и о долгосрочном урегулировании. Здесь тоже готов четкий план. "Есть несколько позиций, — сказал Путин. — Первая из них — это конституционная реформа, во время проведения которой должны быть учтены законные права людей, проживающих на территории Донбасса. Далее идут вопросы, связанные с решением пограничных вопросов по согласованию с ополчением Донбасса, гуманитарные вопросы, имплементация, то есть введение в действие ранее принятого закона об особом статусе этих территорий, Донецка и Луганска. Ну и, наконец, целый комплекс вопросов экономического и гуманитарного характера".
Камнем преткновения стал и многострадальный город Дебальцево. Лидеры ДНР и ЛНР — заседание контактной группы шло параллельно с переговорами в нормандском формате — категорически не согласны с позицией официального Киева, которая заключалась в том, что ополченцы должны увести свои войска из-под Дебальцева. "Исходим из того, что все стороны проявят сдержанность в самое ближайшее время до полного прекращения огня, — сказал Путин. — Хотя проблема здесь изначально заключалась в том, что представители Донецкой и Луганской народных республик утверждают: в ответ на агрессивные действия киевских властей они не только сдержали атаки армии силовых структур Киева, но и, перейдя в наступление, окружили значительную группировку от 6 до 8 тысяч человек. И они, конечно, исходят из того, что эта группировка сложит оружие и прекратит сопротивление".
Путин также призвал обе стороны проявлять сдержанность. "Надо сделать все для того, чтобы разведение войск и, главным образом, тяжелой техники, прошло без лишнего, никому не нужного кровопролития, — сказал он. — Представители руководства Украины полагают, что окружения нет. И поэтому они считают, что все пройдет достаточно спокойно. У меня изначально были сомнения. Я с вами готов ими поделиться. Если, действительно, такое окружение имеет место, то, исходя из нормальной логики вещей, те, кто в окружении, будут предпринимать попытки из него вырваться, а те, кто находятся снаружи, организовать коридор для выхода своих окруженных военнослужащих. Но мы договорились с президентом Порошенко о том, что дадим поручение, я готов это сделать со своей стороны, нашим военным экспертам, с тем, чтобы установить все-таки, что же на самом деле происходит сейчас в реальности".
"Повторю еще раз, нужно выработать, хотя бы попытаться выработать какой-то комплекс мер верификации принятых решений, проверки и соблюдения их с обеих сторон, — добавил российский президент. — Еще раз хочу призвать обе конфликтующие стороны как можно быстрее прекратить кровопролитие и перейти к реальному политическому процессу долгосрочного урегулирования".
В это время Олланда и Меркель уже давно ждали в Брюсселе. На кадрах хорошо видно, как французский президент даже подталкивает не спавшую сутки Меркель в сторону выхода. Но канцлер, пребывая в отличном расположении духа, продолжает увлеченно беседовать с Лукашенко.
Переговоры, как известно, проходили в ситуации чрезвычайного давления на Россию. Новый санкционный список из 19 физических и 9 юридических лиц был уже согласован. Но после переговоров Олланд меняет свою риторику. Слово "война", которым он шокировал всех в преддверии саммита, из его уст уже не звучит. Французский президент считает, что с миссией посредника он справился на отлично. "Это была долгая ночь и долгое утро, — говорит он. — Но нам удалось прийти к соглашению о перемирии и глобальному урегулированию политического кризиса. Я хочу подчеркнуть, какие большие усилия были предприняты президентом Порошенко и президентом Путиным для того, чтобы мы смогли прийти к согласию".
То, что Германия и Франция в этом вопросе выступают единым фронтом, было понятно еще накануне. Первым в правительственном аэропорту Минска приземляется самолет французского президента. Олланд терпеливо дожидается Меркель и, поднимаясь по трапу, горячо приветствует коллегу, с которой только за прошлый день поговорил по телефону четыре раза. После общения на борту самолета, также вместе, Олланд и Меркель, нарушая протокол принимающей стороны, приезжают в президентский дворец. Их пожелания после 16 часов, в том числе, жарких споров, в соглашении учтены.
"У нас остается надежда на решение конфликта, — говорит канцлер Германии Меркель. — Выход из кризиса кроется в безукоснительном соблюдении минских соглашений. И, безусловно, нам необходимо в скорейшее время предпринять конкретные шаги для урегулирования конфликта, решить многие серьезные проблемы. Но я могу сказать, что по итогам сегодняшней встречи у нас появилось куда больше оснований рассчитывать на решение кризиса, чем до начала этой встречи".
В основе подписанного документа все те же 12 пунктов минских соглашений. Главное их теперь выполнять. Гарантом выступает нормандская четверка: Путин, Меркель, Олланд и Порошенко. Переговоры за закрытыми дверями, большая геополитика в буквальном смысле. Лидеры нормандской четверки периодически остаются наедине, также периодически в зал для переговоров заходят члены их делегаций. Пошел уже девятый час переговоров.
Рассвет лидеры встретят в этом же кабинете. Единственный, кто его покидал ночью, был Порошенко. Ровно 9 минут отсутствия — президент Украины выходит в 21 час 34 минуты и возвращается в 21:43. Разговаривал ли он с кем-то по телефону, выяснить так и не удалось. В сопровождении многочисленной охраны украинский лидер спешно проходит по коридору. Журналистов его охрана в буквальном смысле расталкивает. Единственное, что слышно: "Огонь прекратят".
Попытку задать вопрос или хотя бы приблизиться пресекает внушительных размеров телохранитель. Порошенко буквально сбивает с ног оператора ВГТРК. Но тут же, прервав разговор с Лукашенко, возвращается, помогает встать и даже просит прощения. Чего не скажешь о его группе сопровождения. На глазах десятков журналистов охрана в грубой форме пресекает попытку поговорить с президентом. Тактика просто немыслимая: охранник рукой закрывает рот, сжимает и отпускает лишь когда Порошенко выходит из зала. Единственный комментарий президент Украины дает журналистам из Киева. И, если сначала Порошенко заявляет, что "условия России являются неприемлемыми", то спустя час говорит, что децентрализация пройдет в рамках украинской Конституции.
"После завершения политического урегулирования с первого же дня после местных выборов граница должна быть передана под совместную охрану представителей ОБСЕ и украинских пограничников, — говорит Порошенко. — И на втором этапе до конца текущего года украинские пограничники в полном объеме должны обновить украинский суверенитет и украинский контроль на украинской границе". По итогам переговоров нормандская четверка принимает два документа. Текст деклараций опубликован на официальном сайте Кремля.
"Один документ подписан только что, — говорит Владимир Путин. — Он подписан минской контактной группой и он называется "Комплекс мер, направленный на имплементацию минских договоренностей". А второй документ, он неподписной, это заявление президента Франции, президента Украины, вашего покорного слуги и канцлера Федеративной Республики Германия о том, что мы поддерживаем этот процесс".
Шестнадцатичасовой саммит — это, конечно, рекорд. Лидеры вместе с дорогой до Минска не спали фактически двое суток. Не спали, но зато ели. Лукашенко кормил всех яичницей. "Вы каким-то образом участвовали в переговорах, как-то им способствовали?" – спросили его журналисты. "Слушайте, упаси меня Господь от таких переговоров. Я уже за 20 лет наелся их — и длинных, и коротких, и сутками. Поэтому, это дело нормандской четверки. Мое дело было "патроны подносить" — обеспечивать, чтобы настроение было хорошее, кормить. Никто спиртное не пил, кстати, сразу вам говорю, поэтому не намекайте на это. А вот накормить, обеспечить все, вот это мое дело было".
"Чем кормили?" – поинтересовались представители прессы у президента Белоруссии. "А всем кормили, — отзывается он. – Тем, что в Белоруссии и России производится. Только свое. Ели яичницу, и сыр, и молочные продукты, выпили кофе несколько ведер, чтобы в тонусе себя держать. Посменно, я так понимаю, спали, особенно эксперты. Главам государств, конечно, не удалось отдохнуть. А эти посменно спали, потому что голова же должна быть более-менее светлая при формулировках таких договоров. Поэтому и отдыхали, и ели, и воду пили". Новый для геополитики формат — нормандская четверка, после 16 часов переговоров, себя оправдал.