В Москве набирают популярность "дома-табуретки"

Московский эксперимент по увеличению этажности зданий за счет жильцов оказался успешным. Люди расширяют свою жилплощадь за очень небольшие деньги. Правда, не без трудностей. Особенно, если учесть, что долгое время жить приходится фактически на стройке.

Московский эксперимент по увеличению этажности зданий за счет жильцов оказался успешным. Люди расширяют свою жилплощадь за очень небольшие деньги. Правда, не без трудностей. Особенно, если учесть, что долгое время жить приходится фактически на стройке. Каковы плюсы и минусы таких "домов", и почему их в народе прозвали "табуретками"?

В крохотной комнатке у семьи Тимошенко и спальня — она расположилась прямо на шкафу, — и рабочий кабинет, и гостевая. Возможности купить более просторное жилье у пожилой супружеской пары нет. Но появилась надежда на улучшение условий: по новой программе реконструкции собственники квартир за свои же деньги могут надстроить свой дом и увеличить площади существующих квартир.

"Если будет дополнительная площадь, то мы можем перенести туда кабинет, а спальню, например, в другую сторону, а здесь у нас будет комната, где можно нормально существовать", — мечтает пенсионерка.

Большинство жителей дома идею поддержали. Обращения в департаментах рассмотрели. Сейчас главное — чтобы технические характеристики четырехэтажки и грунт, на котором она стоит, позволили провести реконструкцию. Тем более, что опыт уже есть. Первыми такую капитальную переделку провели жители дома №32 по улице Мишина.

Такую реконструкцию можно сравнить с табуреткой под столом, где табуретка — старая четырехэтажка. Вокруг нее забили сваи, залили новый фундамент, на нем и возвели дополнительные этажи. При этом верхний дом совсем не давит на "соседа" снизу.

В надстроенных этажах появилось 30 квартир. Валерий Стипушин вложился в строительство жилья для детей и внуков. Двухуровневая квартира площадью 150 квадратных метров в центре Москвы обошлась ему в 7 млн рублей — это в четыре раза дешевле, чем на рынке. В доме заменили все коммуникации, в подъездах установили лифты. Значительно увеличились и площади старых квартир.

"В общем, прибавилось метров 36", — довольна Елена Стипушина.

Реконструкцию вели без выселения жильцов. Приходилось терпеть пыль, грязь и шум. Но больше всех досталось жителям пограничного четвертого этажа. В прошлом году мы уже были в гостях у Любови Денисовой. Тогда на всем этаже снимали крышу, чтобы построить новые перекрытия. Но пошли дожди, квартиры залило, на стенах появился грибок. Сегодня воз и ныне там.

"Вы не представляете — у меня инфаркт случился. Лежала в больнице. Провались он пропадом, этот дом", — иронизирует пенсионерка.

Строители обещают помочь с ремонтом. Теперь все ошибки учтены, алгоритм действий выстроен. У тех, кто захочет таким образом улучшить свои жилищные условия, на все уйдет три года.

"Мы разработали регламент, методические рекомендации и готовы людям это объяснять раз за разом, сколько бы они нас этими вопросами не мучили", — обещает в интервью программе "Вести-Москва" первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики Москвы Олег Рындин.

Под такую реконструкцию в Москве попадают около 1300 четырех- и пятиэтажек. Главное — чтобы за нее высказалось большинство жителей дома.