На антикварных рынках США и Западной Европы появились артефакты из Сирии и Ирана. Боевики "Исламского государства" грабят захваченные ими древние города, продажа музейных и церковных сокровищ стала для исламистов одним из источников пополнения своей казны.
Коллекционеры произведений искусства рискуют стать спонсорами террористов. На этой неделе в Федеральном бюро расследований США заявили, что некоторые граждане страны получили предложения купить арт-объекты, которые, скорее всего, были вывезены из городов, разграбленных боевиками экстремистской организации "Исламское государство" (запрещена в РФ).
Искусствоведы если и удивились, то только тому, что ФБР сообщило о единичных случаях, а их, скорее всего, сотни, если не больше. На территории, которая сейчас находится под контролем радикальных исламистов, больше 4,5 тысячи культурных площадок с миллиардами экспонатов. Многие из них террористы уничтожают, обязательно снимая все на видео и выкладывая в Сеть, чтобы показать: то, что было создано до "Исламского государства", для тех, кто себя к нему причисляет, не представляет никакой ценности.
В феврале 2015 года во дворе центральной библиотеки в иракском Мосуле исламисты устроили костер из книг. Тогда сожгли, как минимум, 10 тысяч томов, в том числе, древние рукописи, редкие издания по культуре, философии, истории. Потом в ход пошли кувалды — ими громили скульптуры.
Несколько дней назад мощным взрывом был уничтожен древнейший храм сирийской Пальмиры — Баал-Шамин, название которого в переводе на русский означает "Владыка небес". Он был построен еще в I веке в честь божества, посылающего дождь. Храм был признан ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия.
Но уничтожают боевики далеко не все. Некоторые ценности бережно упаковывают и вывозят за границу, в основном, в Европу и Америку. Но это на камеру, конечно, не снимают, и в Сеть не выкладывают...
Для исламистов торговля древностями и антиквариатом сегодня — основной после продажи нефти источник дохода. Точных цифр нет, но эксперты говорят, что оборот этого культурного черного рынка — сотни миллионов долларов в год. Спросом пользуется все: посуда, ювелирные изделия, статуи и даже их фрагменты — можно продать отдельно голову или руку. Или, например, часть древней колонны.
Президент Института археологии РАН, доктор исторических наук Рауф Мунчаев отмечает: "Мне рассказывали, что недавно в Чили продавали часть высоченных колонн. Куски от них как-то попали в Чили. Самое главное то, что эти находки, которые попали в частные коллекции, не имеют паспорта, а это значит, что их научное значение потеряно".
О науке, конечно, забыли в тот момент, когда занялись бизнесом. Апрель 2003 года, Ирак. Вошедшие в Багдад американские войска обстреливают Национальный музей древностей, потом туда врывается толпа якобы мародеров, которые действуют на удивление четко: сначала уничтожают картотеку, чтобы составить список украденного было невозможно, потом ходят по залам и берут почти одни только подлинники, не трогая копии.
На бесчинства исламистов это не очень похоже. Скорее, хорошо спланированная операция, во время которой под прикрытием мародерства можно отобрать самое ценное, вывезти за границу и продать. Очевидцы рассказывали, что американцы подгоняли к музеям пустые грузовые машины и на них увозили трофеи. Во время Иракской кампании из страны исчезло не меньше 130 тысяч культурных ценностей. Совпадение или нет, но больше половины из них — около 90 тысяч – позже оказались в частных коллекциях на территории США.
Что касается боевиков "Исламского государства", то первоначально они планировали продавать артефакты самостоятельно. Но начались претензии по поводу качества, да и найти клиентов было не так просто. Тогда и случилась сделка: боевики нападают на хранилища ценностей, эксперты выбирают нужные экспонаты, арт-дилеры продают их за рубежом. И каждый получает свой процент.
С теми, кто встает на пути больших денег и планов террористов, они не церемонятся. Так, директора музея Пальмиры 82-летнего Халида Аль-Асада почти месяц пытали, а потом обезглавили за то, что успел вывезти из города часть ценных экспонатов и отказался рассказать, куда именно.
Директор Государственного музея Востока Александр Седов рассказал: "ЮНЕСКО и Интерпол обратились к крупным аукционным домам с целью привлечь внимание к тем предметам, которые поступают с Ближнего Востока, в особенности, археологическим, и либо вообще не принимать их для аукционной продажи, либо многократно проверять из легальное происхождение".
Дошло до того, что сегодня на Ближнем Востоке боевики "Исламского государства" могут по заказу организовать нападение на конкретный музей, если клиенту нужен конкретный экспонат. Добросовестный коллекционер, конечно, вещь с такой сомнительной биографией не купит, но есть и те, кто в погоне за выгодой от принципов готов отступить и закон нарушить. Приобрести арт-объект через посредника у экстремистов в разы дешевле, чем на официальном аукционе, и вряд ли те, кто идет на это, задумываются о том, что, пополняя личную коллекцию, финансируют международный терроризм.