Под занавес нобелевской страды стало известно имя лауреата Нобелевской премии 2015 года по экономике. Им стал уроженец Эдинбурга, профессор сначала Кембриджского, а теперь Принстонского университета Ангус Дитон.
Его имя давно и громко звучит в профессиональных кругах, но широкой известности до сих пор не имело. Это не вполне справедливо, поскольку работы нынешнего лауреата имели и имеют не только научное значение; его подходы и конкретные рекомендации отразились на распространенных сегодня подходах и к государственному управлению (особенно в развивающихся странах) и в решении проблем внешней помощи слаборазвитым странам.
Как сказано в формулировке Нобелевского комитета, профессор Дитон удостоен награды "за анализ потребления, бедности и благосостояния". Вообще-то говоря, в этих трех словах (потребление, бедность и благосостояние) можно при желании уместить если не всю экономическую науку, то подавляющую ее часть. Однако, в случае нынешнего лауреата, речь идет об исследованиях вполне конкретных. Самую знаменитую свою работу Дитон (в соавторстве с Джоном Мюльбауэром) опубликовал тридцать пять лет назад, в 1980 году. В то время исследователи микроэкономики исходили из гипотезы о "типичном потребителе"; вели расчеты, будто на рынке действует, условно говоря, миллион неотличимых друг от друга потребителей.
Понятно, что это допущение слишком сильное. В реальности потребители разные. Но как же науке иметь с ними дело? Ведь невозможно отследить каждого. Вот Дитон и предложил промежуточный вариант: построить модель того, как ведут себя потребители и что они покупают в зависимости от того, как ограничен их бюджет.
В работе 1980 года описана "почти совершенная модель спроса" (AIDS). Эта модель и ее дальнейшие модификации развитие существенно продвинули многие направления экономических исследований. Это, например, инфляция для разных доходных групп, внутристрановая бедность, экономика семейных отношений. С помощью этих моделей удается оценивать влияния на потребителей изменения различных налогов: НДС, налога с продаж, налогов на загрязнение среды и на транспорт. Оценки уровня бедности в своих странах многие правительства, начиная с правительства Индии, тоже делают с помощью этих моделей.
Самое, пожалуй, интересное для широкой публики свое исследование профессор Дитон (совместно с психологом Даниелом Каннеманом) провел совсем недавно, всего пять лет назад. Ученые опросили почти полмиллиона американцев (450 тысяч – это очень много!), пытаясь понять, сколько денег нужно человеку для счастья.
Выяснилось, что денег нужно совсем немного. Оказывается, чтобы человек уверенно себя чувствовал и сравнительно спокойно переносил различного рода жизненные неурядицы, его доход должен составлять не менее 75 тысяч долларов в год. Поскольку речь идет о доходе на стандартную семью из четырех человек, то 75 тысяч в год или 6250 долларов в месяц – это, по американским меркам, абсолютно ничем не выдающиеся доходы.
Если доход меньше, то неприятности расстраивают людей сильнее. Однако – и это стало самым знаменитым результатом исследования – при дальнейшем росте дохода степень удовлетворенности жизнью не меняется. Большие деньги счастья уже не добавляют, а то даже и наоборот. Люди, перешагнувшие порог в 75 тысяч в год (повторю: для американской семьи это довольно средний доход), склонны гораздо больше волноваться, например, о том, не больше ли у соседа дом и не мощнее ли у него автомобиль.
"Результаты, которые мы получили (говорил сам Дитон), еще раз доказали: гармония, в данном случае финансовая, всегда лучше, чем недостаток или переизбыток". Утверждения профессора Дитона о том, что умножение принадлежащих человеку денег, начиная с некоего не очень высокого порога, не добавляет, а убавляет ощущение счастья, скорее всего, справедливо. По крайней мере, об этом (только без социологических опросов, без цифр и без эконометрических терминов) говорили бессчетные мудрецы с самых наидревнейших времен.
Больше денег – меньше покоя. Это, по-видимому, правда. Но поверить в это человеку, которому вот прямо сейчас банально не хватает денег, очень нелегко. И это тоже безусловная правда. Примечательный рецепт счастья (а точнее, того раздела счастья, что как-то связан с деньгами) дал знаменитый художник Пабло Пикассо. Он, говорят, выразился так: надо жить, как бедняк, но с кучей денег в кармане. Рецепт, похоже, идеальный – получаешь все плюсы и ни одного минуса. Одна беда: мало кто получает возможность осуществить такой подход на практике.