Сворачивать операцию, даже несмотря на протесты — Анкара, похоже, не спешит. Повод для вторжения выбран сомнительный: горячее желание помочь курдам в соседней стране, в то время, как со своими турки, мягко говоря, не церемонятся. Что на самом деле Турция забыла в Ираке?
Турция предприняла неожиданный, на первый взгляд, шаг. Решила поддержать курдов, впрочем, не своих, турецких — тех по-прежнему либо бомбят, либо арестовывают — речь о курдах Ирака. В город Мосул Анкара отправила спецназ — от ста тридцати до трехсот человек — и еще танки. Вроде бы затем, чтобы тренировать "пешмерга" — местное курдское ополчение. Багдад заявил протест — ведь операция не была с ним согласована. НАТО поспешила откреститься от операции — это-де только турецкая инициатива. Однако отзывать военнослужащих Турция так и не спешит. Откуда такое стремление помочь иракским курдам — даже ценой конфликта с властями страны? Эксперт уверен — дело в старых связях турецкого президента Эрдогана с правящей в Иракском Курдистане Демократической партией и, конкретнее, с главой региона Масудом Барзани.
Барзани и Эрдоган неоднократно встречались — и Турция использует иракских курдов, а точнее Демократическую партию Иракского Курдистана и Барзани во всем поддерживает господина Эрдогана — в том числе, в его борьбе с турецкими курдами, с Рабочей партией Курдистана. В этом контексте ничего удивительного, что представитель не просто Иракского Курдистана, а Демократической партии Иракского Курдистана заявил — по этому нефтеналивному транспорту.
Речь, напомню, о событиях последних дней — после того, как российское министерство обороны представило снимки с бензовозами, идущими от запрещенной в России ИГИЛ (запрещена в РФ)в Сирии и Ираке — в Турцию, иракские курды поспешили взять вину на себя — объявив, что это "их бензовозы". И получается, что за этими заявлениями стоит конкретное движение — Демократическая партия Иракского Курдистана и ее бессменный, с 1979 года лидер — Масуд Барзани. Он же последнее десятилетие является президентом иракского Курдистана. Пожалуй, самый известный и влиятельный курдский политик. И Турция периодически использует его авторитет, чтобы надавить на своих курдов.
Руководство демократической партии, партии демократических народов Турции, которую возглавляет Салахаддин Демирташ — это прокурдская партия — упрекало руководство Демократической партии Иракского Курдистана, что оно преднамеренно встречалось с некоторыми вождями племен и шейхами племен Турецкого Курдистана, убеждая , чтобы они не голосовали за эту прокурдскую партию, а проголосовали за Партию справедливости и развития господина Эрдогана.
Эксперт указал, единства среди курдов нет. В Иракском Курдистане все громче звучат голоса за отставку Барзани, тот нуждается в турецких деньгах и турецкой поддержке — и, поэтому, не задумывается об интересах других курдских группировок. Самая боеспособная из них — Рабочая партия Курдистана — именно она наносит наиболее ощутимый ущерб тем же боевикам ИГИЛ. В частности, именно ее бойцы выбили исламистов из горного района Синджар — район компактного проживания езидов, и, заодно, соединявшего сирийские и иракские территории, захваченные ИГИЛ. Бойцы Барзани в тех боях не участвовали. Только в последний момент начали громкую кампанию в СМИ, и заявили, что успех в Синджаре — это их и только их заслуга.
Почему-то, когда за сопротивление радикальному исламу берутся прозападные силы — чаще всего протест завершается фарсом. Ирак, Эрбиль, наши дни. Курдский мультимиллионер тратит 20 миллионов долларов, чтобы, по его словам, защититься от исламистской угрозы и сделать Ирак более развитым. Для этого он построил... копию американского Белого дома. Где и живет теперь.