В эти дни отмечается 70-я годовщина снятия блокады Ленинграда. Фашисты замкнули кольцо вокруг города 8 сентября 1941 года, а прорвать блокаду удалось в середине января 1943 года. На то, чтобы полностью снять ее, ушел еще год. Только по официальным данным СССР, за почти 900 дней в городе на Неве погибли и умерли 600 тысяч человек, а сейчас историки называют цифру 1,5 миллиона.
Когда Ленинград переживал страшную зиму 1941-1942 года, так же светило яркое солнце, озаряя блистательную архитектуру. Алиса Фрейндлих показывает, как они с братом собирали все до единой хлебные крошки — по этому жесту блокадники узнают друг друга. Великая актриса прожила все 900 дней блокады в родном Ленинграде. "Утром женщины, наши мамы, пошли на работу и не могли открыть дверь — никак не поддавалась. Потом все-таки открыли, а там лежал труп. Когда его смогли внести в комнату — он же примерз — оказалось, что это Адель. В руках она держала баночку из-под какао, такую бледно-розовую баночку. В ней были карточки", — вспоминает актриса.
Немцы были у ворот — в Красном Селе и Лигово, теперь это районы города. Оттуда бомбардировщик летел до центра города две минуты, с Финской стороны – пять минут. Налеты были массированные, как и артиллерийские обстрелы города. Целились по заводским проходным, трамвайным остановкам, больницам, планомерно уничтожая город и людей.
Алиса Фрейндлих ходила в школу. В мирное время это были десять счастливых минут, во время блокады — ежесекундный риск. "Я бегу по стеночке, потом быстро перебегаю площадь у "Астории", "Англетера". И опять по стеночке", — вспоминает она.
Мировая история знает примеры героической осады крепостей, но в новейшей истории такого не было. Мегаполис находился под непрерывным обстрелом при отсутствии электричества, топлива, воды, канализации. Средневековые условия!
А с октября-ноября 1941 года началось самое страшное — голод. Художник Александр Траугот показывает рисунки, которые сделал 10-летним мальчиком — расстрелянный санитарный поезд, огромные очереди за хлебом. Почти на каждом рисунке — труп на детских саночках, привычная деталь блокадной улицы. "У нас в коммунальной квартире ссорились часто. Были две враждующих семьи, которые ненавидели друг друга. Мы их звали "Монтекки и Капулетти". Голод все изменил, остатки одной семьи и другой грелись у одной печки, пока не умерли", — рассказывает художник.
Благодаря своему дневнику, самым известным ребенком блокадного города стала Таня Савичева. Но таких осиротевших детей было бессчетное количество. Вымирали целые семьи, целые коммунальные квартиры.
Сергей Михайлович Лихачев умер 2 марта 1942 года. В свидетельстве о смерти причиной указана сердечная недостаточность. Все ленинградцы тогда знали, что было жесткое указание свыше — называть причиной смерти любую болезнь, только не голод. В советские времена была официальная цифра умерших от голода — 600 тысяч. Теперь историки считают, что погибли полтора миллиона.
Ленинградцев эвакуировали, перевозили на Большую землю по Ладоге. Зимой по льду шли грузовики. Многие мученики погибали по пути, поэтому трассу называли Дорогой смерти — название "Дорога жизни" появилось уже позже. Подсчитать, сколько людей погибло в Ленинграде, никогда не удастся.