Военные аналитики подводят итоги внезапной проверки боеготовности российских войск. Первые выводы уже озвучил министр обороны Сергей Шойгу. Поражать цели стали точнее, сказалось пятикратное увеличение боеприпасов для стрельб на полигонах. Подготовка летчиков также возросла, однако пилоты ВВС могут продемонстрировать еще больший профессионализм, считает министр. Начало масштабных учений совпало с обострением политического кризиса на Украине. Однако никакой связи между этими двумя событиями не было. Проверка боеготовности внезапной называется только потому, что никто, кроме президента, не знает, когда именно она начнется. А вот сценарии и задачи маневров разрабатываются заранее. Впрочем, даже если бы начало учений не было запланировано именно на эти февральские дни, их все равно следовало объявить. Российские танки, бомбардировщики и эсминцы произвели отрезвляющий эффект на многие горячие головы на западе. Даже несмотря на то, что Южный, то есть граничащий с Украиной, военный округ участия в маневрах не принимал, равно как и Черноморский флот.
Верховный главнокомандующий Владимир Путин большие маневры посещает всегда. К этому уже привыкли военные, пресса и общество. Но в этот раз его приезд на полигон "Кирилловский" интересовал многих.
Что это за проверка сил, объявленная внезапно? В столь непростой момент для Европы, в том числе для соседей России. Впрочем, вот так неожиданно большие силы поднимались по тревоге в прошлом году четыре раза. Тенденция продолжена.
Иван Бувальцев, начальник Главного управления боевой подготовки Вооруженных сил России поясняет: "Мы не знаем времени проведения учений, не знаем места проведения, какие силы и средства будут задействованы для данных проверок. Я также не знал, что в 14 часов мы были собраны на совещание к министру обороны по вопросам, касающимся исполнения государственного оборонного заказа. На месте совещания нам были вручены пакеты, где была поставлена задача для проведения данной внезапной проверки". Традиционно, в каждую армию, в штаб каждого поднимаемого по тревоге соединения были доставлены секретные пакеты.
Не смотря на некое внешнеполитические возбуждение, все учебные действия разворачивались не на юге: Псковская область, Ленинградская, Кольский полуостров, Калининград.
Все же, эти учения совсем не похожи на те, что были в прошлом году. Войска выполняли не одну задачу, как это было ранее, а множество. Первую выполнили, получили вторую, третью и так далее.
Если раньше репортеров привозили на полигоны заранее, не разглашая места действия, то теперь общество информировалось о ходе учений постепенно, по мере развития обстановки, выдав вначале лишь общую информацию.
Иван Бувальцев рассказал о цифрах: "Было задействовано около 150 тысяч человек личного состава органов управления, до 90 самолетов, более 120 вертолетов различного типа, более 880 танков и около 80 кораблей и судов военно-морского флота".
Новинки, примененные в ходе учений — это проверка системы ПВО страны. Два самолета дерзко прошли вдоль российских границ, выключив систему опознавания "свой-чужой", были обнаружены перехватчиками и прижаты к земле. Когда-то советские летчики так же вскрывали систему ПВО одной из стран на Ближнем Востоке. Их не поймали, они вернулись и были награждены.
Армейская авиация провела в Ленинградской области сложнейшую операцию. На площадку два на два километра более восьмидесяти вертолетов доставили спецназ и ВДВ, приземляясь и взлетая почти винт к винту. Организаторы то и дело меняли наступающих и обороняющихся местами, усложняя и усложняя задачи учений.
Иван Бувальцев отметил, что ограничения накладывают только требования безопасности и границы полигонов. С развитием техники и вооружения будут расширяться и технические возможности.
Замысел классических учений доводится всем участникам заранее, за пятнадцать суток, Готовится полигон, но, судя по всему, в ближайшем будущем приоритет отдадут таким проверкам: незнакомое место, неизвестное время, любой противник и любая часть. Как на войне.
Официально говорили: основная фаза учений пройдет третьего марта. Но когда войска, поднятые по тревоге, реально закончат свои маневры, не знал никто. Президент России, как и отдал приказ о начале учений, так и приказал войскам возвращаться домой. Сенсации, на тот момент, не получилось.