Евросоюз подводит итоги четырехдневных выборов в Европарламент. Представлять 400 миллионов избирателей будет 751 депутат. Как говорят эксперты, основными чертами этого голосования стали усиление позиций евроскептиков и националистов при невысокой явке. В регионах Испании успех празднуют сторонники отделения. Во Франции в единоличные лидеры вырвалась радикальная партия "Национальный фронт".
В штабе Марин Ле Пен даже официанты — неплохие аналитики: шампанское открывают еще до оглашения результатов. И когда первые данные появляются на экранах, сторонникам правых идей Ле Пен и "Национального фронта" остается только взреветь от радости и запеть "Марсельезу". 25 процентов — четверть французов отдают голоса за националистов. В зале скандируют имя триумфатора вечера.
- Марин, Марин!
Такой результат — конечно, ответ французов собственному президенту Франсуа Олланду: протест против рекордной безработицы, крайне непопулярных социальных реформ, закона об однополых браках. И громкий голос Марин Ле Пен тут же требует отставки правительства.
"Наш народ требует только одну политику государства — политику французов для французов. Люди больше не хотят быть ведомыми внешними силами, они связанны законами, которые не поддерживают и подчиняются руководителям, за которых не голосовали", — говорит она.
Слова поддержки — от единомышленников и отца Жан-Мари Ле Пена: это ведь победа не только правых, но и семейная.
"Я рад победам, которые одержали все европейские патриоты — наши друзья и братья. Они помогут нам создать новую Европу на основе суверенных наций — проект, который обеспечит наше выживание и решит демографические проблемы", — говорит лидер ''Национального фронта''.
Глава французского кабинета уже выразил озабоченность: по сути, это крах политики мультикультурализма, верх евроскептицизма.
На выборах в 2009-м у "Национального фронта" Франции и его выразительного лица Марин Ле Пен — всего шесть процентов голосов и три места в Европарламенте. Теперь, спустя 5 лет — оглушительный успех. Взгляды французов радикально меняются — в правую сторону.
Альбион тоже "правеет" — выборы в Британии выигрывает Партия Независимости Соединенного королевства. Обходят и лейбористов, и консерваторов — впервые в истории. Лидер английских правых Найджел Фарадж до этого прославился критикой не только ЕС как структуры, но и едкими комментариями в адрес председателя Европейского совета Хенрика Ван Ромпея: мол, харизма у него, как у половой тряпки, а вид, как у мелкого банковского служащего. Теперь, также в красках, Фарадж требует уменьшить число мигрантов из Восточной Европы.
"Европейский союз допустил одну историческую ошибку — нельзя было расширяться на восток и пускать к себе бывшие страны советского блока. Свободное передвижение людей внутри ЕС, при зарплате, например, в Румынии, в 9 раз меньше, чем в Великобритании, увеличило отток коренного населения", — говорит Фарадж.
Есть и другие важные вопросы — их на европейском уровне обозначает депутат от латвийского "Русского союза" Татьяна Жданок. "Приоритетом нашей партии является представление интересов русскоязычной общины. Так сложилось, что Латвия является де-факто двухобщинным государством, но только де-факто, а не де-юре, потому что мы, русскоязычные, не имеем даже культурной автономии, наш язык не признан. Нет гарантии сохранения русских школ, и половина членов общины — неграждане. Проблема неграждан будет в дальнейшем освещаться и актуализироваться на уровне Европейского парламента", — говорит она.
Европа ждет официального оглашения результатов — имен всех, кто займет 751 место в Европейском парламенте. Но, по иронии, в этих креслах будет много тех, кто в единой Европе видит мало смысла.