В Луганске — траур. Город простился с погибшими в результате авианалета украинских ВВС. Жертвами обстрела здания областной администрации стали 8 гражданских лиц. Местные жители ежечасно ожидают новых нападений с воздуха. О приближении вражеских самолетов горожан предупреждает сирена воздушной обороны. Ополченцы тем временем выясняют имя пилота — военного преступника. Уже обнаружена запись его переговоров с диспетчером. Из них ясно: летчик знал, что наносит удар по мирному объекту.
Как и обещали, власти Луганской республики погибших 2-го июня провожают в последний путь с воинскими почестями.
Руководитель военно-патриотического клуба Александр Гизай делал важное дело. Он уводил подростков с улиц, объяснял, как важно знать историю.
Те, кого раньше интересовали наркотики, у Гизая самоотверженно начинали заниматься поисками погибших в Великую Отечественную солдат.
Александр работал и в школе, преподавал начальную военную подготовку. У него десятки наград, в том числе государственных, причем награждали его и в советское время, и при уже независимой Украине. Он выжил на войне и погиб от бомбежки в родном городе.
"Это герой. Он — участник Афганистана. Он воспитывал детей. Они находили тех, кто погиб в годы войны. Мы уже не можем жить с этими людьми. Я говорю о тех, кто в Киеве, о тех, кто сейчас пришел к власти насильственным путем, которые разыграли всю эту трагедию", — вспоминает погибшего жительница Луганска.
Десятки людей остаются в больницах. Все погибшие — гражданские, причем в основном это женщины.
Наталья Архипова — преподаватель биохимии в Луганском мединституте. Два месяца назад она стала министром здравоохранения вновь образованной Луганской народной республики. На похороны пришли сотни людей. Рассказывают, Наталья сама выезжала на место боев и перевязывала раны ополченцам, когда вокруг свистели пули.
"Спасибо, что ты бойцам помогала, о детворе заботилась, о нас всех, начиная от валерьянки и заканчивая более серьезными, страшными проблемами. Они хоронят Небесную сотню, поминают ее. Не оставь там наш Георгиевский полк", — прощаются с Натальей Архиповой на кладбище.
Когда ракеты начали косить деревья и взрывать землю, Наталья Архипова стояла на крыльце, беседовала с двумя своими коллегами. Погибли все.
"Нашла Наташину фотографию, где она маленькая, где ей лет семь. Смешная такая! Она была всегда светлым ребенком. Я ее такой помню, — рассказывает сестра Натальи Архиповой. – Она стала светлой, полной оптимизма зрелой женщиной. Ее не стало в одночасье".
В городе объявлен трехдневный траур. На место трагедии к порогу Дома правительства, еще не отмытого от крови, не переставая несут цветы, камни и стекла не убирают специально. Все это напоминает о преступлении, которое совершили украинские власти. Об этом люди сегодня говорят в открытую.
"Чтобы было ясно: не мы друг друга уничтожаем, — говорит женщина с плакатом в руках: "Украинская армия! Руки прочь от Луганска! Вы – убийцы!". – А что нас уничтожает украинская армия".
"Почему они к нам пришли? – задает вопрос другая жительница Луганска. – Мы же к ним не в Киев не пошли, ни во Львов. Они живут там, жируют! А люди тут — честные, порядочные. А о них говорят, что они алкоголики тут. У меня лично – три высших образования".
Войсковая часть под Луганском, где расположен радиолокатор, перешла под контроль ополчения. Станция работает, обнаруживает воздушные цели. При подлете штурмовиков в городе срабатывает сирена, люди бегут и прячутся в подвалах и бомбоубежищах.
В самой части ополченцы сейчас изучают документы, в которых, возможно, есть имя и позывной пилота, расстрелявшего мирных жителей 2 июня.
Журнал полетов войсковой части А0194. Его начали вести с октября 2013 года, обрываются записи 27 мая. Сюда занесены все полеты в небе над Луганском, начиная полетами пассажирских лайнеров и заканчивая вертолетами. Тут много гражданских бортов, есть, впрочем, и военные. В этом случае может отсутствовать номер борта, а в графе "место назначения" делается запись" спецзадание".
Почему нет записей за 2-е июня, когда Су-25 нанес удар по центру Луганска? Это загадка. Здесь вообще нет данных о полетах истребителей или штурмовиков. Вероятно, для таких записей был отдельный журнал. И не исключено, что перед взятием части, его уничтожили.
Но есть достаточно видеосвидетельств того, что в небе над Луганском барражировали штурмовики, сначала отстреливали тепловые ловушки над местом боя у погранзаставы. Потом один из штурмовиков дал очередь из крупнокалиберного пулемета по микрорайону Мирный.
А несколько часов спустя бомбу сбросили в самом центре Луганска на парк, в котором гуляли люди.
Тип боеприпаса, которым ударили по Дому правительства, — неуправляемый реактивный снаряд. Это вообще устаревшее вооружение, которое не гарантирует точность поражения цели.
Военный летчик, конечно, не мог об этом не знать, а значит, вполне сознательно пошел на убийство мирных жителей.