В мире продолжают выяснять обстоятельства, которые предшествовали крушению малайзийского "Боинга", в котором погибли 298 человек. Ранее Минобороны России заявило, что российские радиотехнические средства зафиксировали работу РЛС украинской батареи ЗРК "Бук" в день крушения малазийского авиалайнера.
При этом участок маршрута полета лайнера, а также место его падения, попадают в зону поражения двух украинских батарей зенитного ракетного комплекса большой дальности С-200 и трех батарей ЗРК средней дальности "Бук-М1".
Позже поступила информация о том, что "Боинг" летел над зоной боевых действий на востоке Украины на меньшей высоте, чем требовал его план полета. Причем, по требованию украинских диспетчеров. Об этом на пресс-конференции в Амстердаме заявил вице-президент авиакомпании Хейб Гортер. По его словам, план полета предусматривал высоту в 10,66 километра, но пилоты снизились по требованию диспетчеров до 10,05 километра, сообщает РИА Новости.
Соединенные Штаты, в свою очередь, заявляют, что потерпевший крушение лайнер был сбит ракетой "земля-воздух". Радиолокационная система установила, что зенитная управляемая ракета активизировалась и следовала за самолетом Malaysia Airlines до того, как он начал снижаться. Вторая система зафиксировала тепловую активность в момент, когда "Боинг" был сбит.
Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов, комментируя эти предположения в эфире радио "Вести ФМ", заявил: "Ситуация на юго-востоке напоминает слоеный пирог, поэтому естественно, что Пентагон не хочет признавать то, что это была ракета украинской армии".
"Безусловно, только украинская армия в этой зоне конфликта обладает тем оружием, которым можно было сбить этот самолет. И обратите внимание, что был тепловой захват, то есть цель отслеживалась, ее вели, а потом сбили. Возможно, конечно, что ее приняли за другую, потому что украинская армия сейчас охотится за знаменитым Су-25, который есть у повстанцев. Возможно, они думали, что это – цель", — предполагает эксперт
На вопрос, как эти два борта можно перепутать, Коновалов поясняет: "Когда вы смотрите на небольшой экран, по нему движется лучевая стрелка, на которой видно, что появляются точки. Тем более что самолет, когда идет на посадку, конечно, увеличивает скорость и может напоминать Су-25. Они видели точки, поэтому и произошла ошибка".
Бывший сотрудник Службы безопасности Украины Сергей Балабанов, который несколько лет занимался расследованием инцидента с российским самолетом Ту-154, сбитым над Черным морем украинской ракетой, говорит, что у всех ракетных вооружений Украины прошли сроки эксплуатации. Причем, давно — еще в 2001 году. И это – одна из причин, по которой мог произойти, например, самопроизвольный запуск ракеты, рассказал Балабанов в эфире "России 24".
Кроме того, при запуске могли неправильно квалифицировать цель, военные доложили Порошенко, и он дал команду сбить самолет. Кроме того, по словам эксперта, нельзя исключать и человеческий фактор.
Сергей Балабанов при этом отмечает, что даже расшифровка черных ящиков не полностью прольет свет на произошедшее с "Боингом". "Нужно работать непосредственно с личным составом, нужно работать непосредственно на стартовой позиции", — говорит экс-сотрудник СБУ.