Теперь мы понимаем в полную меру, что значит посткрымский период российской истории. На наши головы Запад обрушил каскады тьмы. Санкционные списки, отказ в технологиях, эмбарго. С нами не хотят сотрудничать в военной области, в антитеррористической области. Наших актеров не пускают на заграничную эстраду. Нам отказывают в эстрадных концертных залах. Деформация нашей Родины, наших политиков, наших культурных деятелей колоссальная.
Мы представляемся западными СМИ, западными технологами империей тьмы, империей всемирных катастроф. Все чаще на Западе говорят, что начинается холодная война. Холодная война предполагает горячие вспышки. В этих условиях, в условиях, которые продлятся не день и не два, нашим политикам предстоит обнаружить длинную волю. А нашему народу долгое дыхание.
В ответ на эти напасти Россия предпринимает беспрецедентные ускоренные темпы модернизации своего оборонного комплекса. В этих условиях мы продолжаем стремительно модернизироваться и ускоряем то, что принято называть вторая индустриализация. Я видел на стапелях знаменитого Северодвинского Севмаша замечательные "Наутилусы", такие, как "Юрий Долгорукий", уже вступивший в строй, уже вступивший в боевые соединения Северного флота.
В Тульском КБ Приборостроения я видел восхитительные панцири, которые способны на малых высотах поражать атаки армады крылатых ракет. На оборонных заводах Волгограда я видел бесподобные "Искандеры". Во время недавней поездки в Комсомольск-на-Амуре на авиастроительном заводе я видел истребитель пятого поколения. А на судостроительном заводе, который, казалось бы, умер, и приказал долго жить, я видел заложенные фрегаты, поступившую туда на модернизацию подводную атомную лодку. Однако оборонная машина, оборонные усилия не могут до конца обеспечить нам безопасность.
Особым напастям, особым атакам подвергается общественное сознание России. В него вонзаются клинья. Нас хотят перессорить друг с другом. Вновь возродить давнишнюю распрю красных и белых, православных и мусульман, верующих и неверующих, богатых и бедных. Эти зоны, эти трещины, куда вонзаются клинья, клинья раскола, должны нами тщательно оберегаться. Мы не должны покуситься на эти великие искушения и на эти великие напасти. Сегодня, как никогда, важна консолидация всего народа вокруг русской идеи, вокруг государственной, российской идеи, вокруг наших патриотических лидеров, вокруг президента.
Ему сегодня крайне сложно. Он весь в обстоятельствах, которых вчера еще не было. В обстоятельствах, о которых, быть может, не подозревает никто из нас. Поэтому еще раз: консолидация, терпение, длинная воля вождей и долгое, свободное дыхание нашего великого народа. Нам не привыкать сражаться, нам не привыкать выдерживать огромное давление истории. Вся русская история – это сопротивление мировой тьме. Русская победа – это отдаление этой тьмы.
Наш российский гражданин должен обладать целостностью сознания, крепостью воли и духа. Должен верить в высшие смыслы и в высшие ценности. Эти ценности, все высшие смыслы даруются нам верой. Каждый алтарь, каждый храм, каждая вновь возведенная обитель – это система обороны, это опорный пункт, который отшибает от нашей Родины потоки тьмы. Атаки ненависти и негодования. Ракетная и ядерная оборона, ядерно-ракетный щит заслоняет нас и обеспечивает нам целостность и суверенитет нашим великим пространствам. Покров Богородицы накрывает нас божественным куполом, сквозь которых да не проникнет тьма.
Вместе с Крымом мы присоединили Херсонес. Этот удивительный храм, этот удивительный град, окруженный розами, среди лазурного сияния моря. Здесь во времена Оно свершилось крещение Руси. Князь Владимир воспринял эту светоносную энергию, это светоносную красоту и божественный замысел, именуемый православием. И от него, Владимира, этот свет хлынул на весь великий Евразийский континент. Присоединение Херсонеса к России является символическим крещением Руси. И вторичной индустриализации России сопутствует вторичная, повторная христианизация.
Россия, которая находится под натиском страшных сил, опирается на две твердыни, на две мощи – на оборонные заводы и алтари. В них гарантия нашего суверенитета и нашей безопасности.