Единственный из сохранившихся деревянных домов в Марьиной роще сохранить все же не удалось. Объект культурного наследия сровняли с землей за день — при том, что дом стоял в планах на реставрацию. Кто и, главное, зачем снес историческую постройку?
Это был последний деревянный дом в Марьиной роще. От памятника истории и культуры XIX века остались одни руины. Теперь это памятник современного бескультурья и жадности. С карты Москвы он исчез за сутки. Очевидцы говорят: все произошло настолько стремительно, что даже возмутиться никто не успел.
"Человек двадцать гастарбайтеров разобрали его в течение дня. Стол вынесли, за ним их старшие сидели, тут ели, пили, а дом ломали. Мы у них спрашивали: а как вы все это вывозить будете? Они говорят: будем на руках выносить", — рассказывает Юрий Медведев.
Два столетия назад этот дом во 2-м Вышеславцевом переулке построили для адвоката Романова. За долгую жизнь он получил два крыльца, новую крышу. Но сам деревянный сруб, резные наличники и в целом облик оставались неизменными с XIX века.
"Абсолютно варварским способом разворотили весь дом, оставив только цоколь. Не осталось ни резных наличников, ни изразцовых печей. Все просто разломано и распилено на балки. И понятно, что это была не реставрация, а снос", — подчеркивает градозащитник Андрей Новичков.
Этот дом лишь год назад успел попасть в список объектов культурного наследия. Даже не за архитектурную ценность, а потому что остался он такой один в центре. Мосгорнаследие строило большие планы по реставрации этого дома. Но нынешний собственник — его фамилия Разуваев — отказался подписывать охранное обязательство. В доме не жил. Последние три года он пустовал.
"Мосгорнаследнием будет принят весь комплекс мер в рамках наших полномочий, в том числе рассмотрен вопрос о подаче иска об изъятии объекта культурного наследия у недобросовестного собственника", — обещает в интервью программе "Вести-Москва" начальник инспекции по контролю за соблюдением законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия Москвы Сергей Добрянин.
Но ответственные за сохранение наследия сегодня даже не знают, кто разрушил этот дом. На золотую землю не раз покушались инвесторы. И вполне возможно, что кто-то из них расчищает себе стройплощадку.
"Между жителями ходили слухи, что здесь скоро начнется строительство. Люди недоумевали: здесь же стоит объект культурного наследия, как здесь может быть строительство? И вот так удобно — за год до строительства пропадает дом", — подчеркивает Андрей Новичков.
Памятник как бы утрачен, но не до конца, говорят в Мосгорнаследии. И признают, что уследить в такой ситуации за всеми невозможно.
"Говорить о полном уничтожении объекта рано, потому что фундамент все-таки сохранился. С учетом того количества памятников, которые имеются в Москве — а это более 7 тысяч, — невозможно предугадать каждый день, где и что будут разбирать, собирать, и согласовано ли это", — признается Сергей Добрянин.
А самое главное — невозможно угадать, кто и на что теперь будет восстанавливать разрушенный дом. Градозащитники требуют до конца всех разбирательств наложить мораторий на застройку этой территории.