Барак Обама провел в Белом доме пресс-конференцию, посвященную результатам промежуточных общенациональных выборов. Поражение демократов, которые утратили большинство в Сенате, он назвал сигналом, который направил ему американский народ. Президент обозначил приоритеты своей политики на ближайшее время. К идеям республиканцев Обама обещает прислушиваться.
Заходя на такую же пресс-конференцию в этот же восточный зал Белого дома два года назад, потерявший нижнюю палату Барак Обама отшутился: “Меня отметелили”. Теперь, когда демократы потерпели поражение и в Сенате (в целом же самое сокрушительное со времен Второй мировой войны), определения произошедшему Обама подобрать так и не смог. Сигнал от избирателей он услышал. Но вот правильно ли расшифровал? Выборы уже назвали вотумом недоверия ему лично.
"Нам нужно двигаться дальше, чтобы экономика продолжала расти, и для этого понадобятся усилия Конгресса, — сказал Обама. — Я готов работать с Конгрессом ради этого. Это не значит, что у нас не будет разногласий. Конгресс будет принимать законы, которые я не смогу подписывать. Я буду предпринимать действия, которые не всем в конгрессе понравятся. Это нормально, так и работает демократия".
Но работает явно против. Американский президент даже внешне выглядит подавленно. На остроты, которые он отпускает ("У республиканцев была отличная ночь, все-таки я парень, который избран всеми") вяло реагирует журналистский пул. Там, к слову, Обамой также недовольны.
Спасительная соломинка — низкая явка. Обама хватается за нее несколько раз, словно пытаясь превратить ответственность за свои провалы в коллективную. Не выходит: руку, которую Обама пообещал протянуть лидерам республиканцев, встречает кулак сенатора из Техаса Теда Круза. Возможный кандидат в президенты призывает однопартийцев сделать все, чтобы отменить реформу здравоохранения, начатую Обамой. "Эра беззакония Обамы окончена", — заявляет он.
Ничего хорошего, очевидно, не ждет и другую дорогую Обаме реформу- иммиграционную. Амнистию миллионам нелегалов он обещает еще с первого срока. Теперь готов на радикальный шаг: до конца года подписать законопроект в одностороннем порядке. Но и тут натыкается на протесты республиканцев.
В Белом доме — явный кризис управления. Ошибки, наделанные нынешней администрацией во внешней политике, лишь продолжают список. Вот и на международной арене Обама — как на минном поле. Ни разу не упомянута Украина, Россию президент США вспомнил лишь в контексте переговоров по иранской ядерной проблеме (наша страна — в числе посредников), в дела Дамаска обещано не вмешиваться.
Да и первые просьбы к новому Конгрессу нарочито беспроигрышны. "Я направляю запрос в Конгресс на выделение средств для борьбы с вирусом Эболой – для наших врачей, военных и ученых, за рубежом и здесь, дома, — сказал Обама. — Я также буду требовать от Конгресса для разрешения на использование военной силы против боевиков "Исламского государства". А еще у Конгресса остается пять недель для принятия бюджета, и я надеюсь, что это произойдет быстро и безболезненно".
Надеяться и просить – все, что теперь остается. По конституции, образовавшееся в Конгрессе большинство республиканцы могут конвертировать хоть в импичмент. Разгром консульства в Бенгази и давление на чайную партию со стороны налоговой службы не забыты. Похоже, "хромой утке" (так по американской традиции называют Обаму) в ближайшие два года очень внимательно придется смотреть под ноги, чтобы окончательно не оступиться.
К высоколобым рассуждениям аналитиков о будущем американского президента таблоид New York Post (газету десятки тысяч человек читают в метро) добавил понятный каждому образ. "Король-то голый!" — с детской прямотой констатировала обложка, отпечатанная в ночь после провальных для Обамы выборов.