По данным газеты The New York Times, протесты в Фергюсоне готовы поддержать еще в 120 крупнейших американских городах. Накануне массовые выступления уже прошли в Вашингтоне. Сотни людей собрались перед Белым домом с плакатами "Черные жизни тоже имеют значение". Массовые выступления зафиксированы и в Лос-Анжелесе, а в Окленде митингующие перекрыли одну из федеральных магистралей. В Сиэттле участники акции протеста легли прямо на улицах, изображая из себя жертв полицейского насилия. Сотни людей вышли на улицы Чикаго, Сиэттла, Денвера, Атланты и многих других городов. Но наиболее массовые протесты — в Нью-Йорке. На Таймс-сквер собрались более тысячи человек.
От канадской до мексиканской границы, от Атлантики до Тихого океана. За словами жюри в Фергюсоне, которые передал прокурор, Америка расслышала знакомую интонацию, с которой привыкло разговаривать полицейское государство.
Обама уже не сравнивает себя с Майклом Брауном, не называет его своим сыном. Его призыв к мирному протесту звучит обреченно.
"Очевидно, что вердикт вызовет беспокойство не только в Фергюсоне, но и по всей Америке. Поэтому хочу напомнить, что мы, прежде всего, страна, построенная на верховенстве закона. Поэтому мы должны согласиться, что Большое жюри имело право принять такое решение. Но а те, кто все-таки выйдет на протесты, делайте это мирно", — заявляет в Белом доме президент США Барак Обама.
И вот уже двести человек из нью-йоркского Юнион-сквер, несущих плакаты "Посадите полицейских убийц", за несколько кварталов Бродвея превращаются в тысячу.
Напрасно комиссар полиции Нью-Йорка Уильям Брэттон мазал лицо, галстук и дорогой костюм киношной кровью в память о Майкле Брауне. Как ни хотел понравиться, спецэффекты не сработали. Протест и возмущение настоящие.
"Они просто убивают нас на улицах, как будто мы не люди. Но мы построили эту страну. Как вы смеете убивать нас?! Он виновен! Это не правосудие, это зверство. Мы требуем справедливости", — кричит темнокожая американка.
Потолкавшись среди туристов на Таймс-сквер, демонстранты начинают действовать. Главные артерии крупнейшего города США — мосты через Ист-Ривер за считанные минуты оказались под контролем толпы.
Раздосадованные решением Большого жюри в Фергюсоне протестующие в Нью-Йорке захватили сразу три главнейших моста в городе – Манхэттенский, Бруклинский и Трайборо. На въезде на мост Трайборо движение до сих пор заблокировано, часть протестующих находятся на мосту.
Спецсредства не применяют. Даже холостой выстрел грозит взорвать восьмимиллионный город. Кого уговорами, кого силой, но полицейским удается освободить проезжую часть. Под крики соратников державшие Трайборо покидают мост как победители.
На часах два ночи, но их марш только начинается.
"Они арестовывают людей, тащат их в свои машины. Но они ничего не сделали. Они просто убивают людей на улицах. Тут вот буквально несколько дней назад полиция застрелила парня", — возмущается темнокожий житель Гарлема.
Гарлемами и фергюсонами, где живут и обретают имена лишь когда погибают Майклы Брауны и Тревисы Мартины, как минами покрыта карта США. Их часовые механизмы, может, и были взведены еще во время рабства, но теперь цифры обратного отсчета меняются стремительно.
Социальное неравенство в одну толпу собирает не только чернокожих. Городские гетто — исподнее нарядного платья американского успеха. Подол уже не одернуть.
"Обама призывает обе стороны проявлять сдержанность. Но что это такое, американским полицейским неведомо. В стране, где над людьми постоянно издеваются, где в тюрьмах содержится два с половиной миллиона заключенных, ни о какой сдержанности не может идти и речи. В течение последних нескольких десятилетий ситуация только ухудшается, то и дело кто-нибудь называет происходящее геноцидом — и это невзирая на то, что сейчас у руля чернокожий президент!" – подчеркивает активист организации International Action Center Кейлеб Мопен.
Бурлит его родной Чикаго. В первых рядах там правозащитник Джесси Джексон. Это он на заре президентства Обамы назвал того высокомерным по отношению к чернокожим. Соратник Мартина Лютера Кинга призывает продолжить протесты.
"В каждом городе есть свой фергюсон, где живет свой Майкл Браун. Мы хотим прекратить полицейское насилие! Они издеваются над собственным народом", — заявляет на фоне рождественской ели правозащитник Джесси Джексон.
Сотни человек на улицах Лос-Анджелесе. Как не вспомнить кровавые столкновения на расовой почве в 1992 году со стрельбой боевыми и убитыми. В калифорнийском Окленде, как и в Фергюсоне, колонны перекрыли автостраду. Водители не сразу успевают сориентироваться. С вертолета протест выглядит как потоп.
Не спят Сиэттл и Денвер, Бостон и Филадельфия, Атланта и Кливленд, где на днях полицейский застрели чернокожего ребенка с игрушечным пистолетом. Бурлит и столица Штатов. В каких-то кварталах от нагромождения помпезной имперской архитектуры Вашингтона — все те же неблагополучные ульи-праджекты. Это их обитатели ложатся на асфальт главной улицы США – Пенсильвании-авеню.
Накачавший мускулы мировой полицейский долго не обращал внимание на то, что творится на его заднем дворе, пока в дверь парадной не постучали ногами.
"С начала войны в Ираке столкновений с полицией все больше. И они все чаще применяют те же методы, что и военные на Ближнем Востоке. Только вдумайтесь: полицейские поддерживают закон и порядок в американских городах теми же методами, что и на улицах Ирака! Но не думаю, что в Вашингтоне по этому поводу сильно переживают: в конце концов, американские власти сами нарушают и национальное, и международное законодательство уже много лет", — констатирует эксперт по международным отношениям Небойша Малич.
Но в случае с Фергюсоном, похоже, что коса все же нашла на камень. Американским властям вряд ли стоит уповать на то, что волнения по всей стране как всегда были лишь выбросом пара. Если даже бегло взглянуть на главную страницу социальной сети — "Фергюсон — Национальный ответ" все еще впереди. На вечер 25 ноября 2014 года вновь запланированы акции в десятках городов.