15 декабря в России вспоминали журналистов, погибших при исполнении профессионального долга. По данным международной правозащитной организации "Репортеры без границ", в 2014 году по всему миру убито 66 журналистов, шесть из них — в ходе гражданской войны на Украине.
Не стало корреспондента Игоря Корнелюка и видеоинженера Антона Волошина (оба — "Вести"), оператора Анатолия Кляна ("Время) и фотографа Андрея Стенина ("Россия сегодня"). Они погибли за правду о гражданской войне на востоке Украины. Если бы и не их работа, кровавая драма там была бы еще жестче.
В уходящем году более сотни российских журналистов, освещавших трагедию на Украине, удостоены государственных наград.
В доме, где теперь его очень не хватает, они прожили пять счастливых лет. И было в полярном Салехарде им удивительно тепло, как бывает только в семьях редкой любви. Игорь, Катя, маленькая Даша... Их вселенная. По всей квартире — фотографии. Откуда только ни привозил!
Вот любимая с дочкой в золотой листве Запорожья. Там Игорь родился. Там жили те, кто подарили ему небо и мир вокруг, оказавшийся таким до обидного недолгим. Но пришлось уехать оттуда, где одни украинцы теперь называют других "врагами".
"Мы для них сепаратисты, поэтому мы поняли, что нужно уезжать", — вспоминает мать Игоря Корнелюка Надежда.
"Трудно жить там стало. Нацисты издеваются над людьми, убивают ни за что, грабят. Беспредел", — вздыхает отец Игоря Корнелюка Владимир.
А ведь в свою последнюю командировку на Украину Игорь не то чтобы уезжал — возвращался домой, где, он верил, плохое с ним ни за что не случится.
"Это не была его первая командировк. Тем более Украина, историческая родина. По сути он домой к себе ехал", — сказала вдова журналиста Екатерина Корнелюк.
Родина — это то, что шире политических границ, уже потом шрамами полоснувших по сердцам и душам. Но ведь не разделишь ни могилы предков, ни собственное прошлое.
Игорь Корнелюк эту боль братоубийственной войны чувствовал острее других. Там, на передовой, наши коллеги, наши друзья выполняли свой долг. У них не было оружия. Их оружием была правда. За нее их и убили.
"Это именно целенаправленное уничтожение журналистов, тех, которые хотят пробить информационную блокаду", — считает Виктор Денисов, телеоператор съемочной группы ВГТРК.
Денисов — единственный из съемочной группы выживший в том жутком шквале минометного огня у поселка Металлист.
Игоря и звукооператора Антона Волошина убьют профессионально. Прицельно. Расчетливо. Наводчица не дрогнет. В тот день каратели стреляли во всех российских журналистов, в каждого из нас, пытаясь запугать, заставить замолчать любого, кто работал тогда и кому еще предстояло приехать в командировку на Донбасс.
"Очень обидно что это произошло в мирное время. Вина журналистов — в том, что они говорят правду. За это его убили, за то, что говорил правду", — сказала мать Антона Волошина Ирина.
Антону Волошину было всего 26. Любимец. Весельчак. Он тоже вырос на Украине, в Алчевске Луганской области. Эта земля дала и отняла его жизнь.
Андрей Стенин — фотокорреспондент "России сегодня". Его автомобиль в колонне с беженцами в упор расстрелял украинский танк. Снимки Андрея остались сквозящей, обнаженной правда о войне, которой не должно было быть. Андрей прошел десятки горячих точек на планете. Он редко рассказывал о своей работе там. Все было на снимках, которые стали историей и безжалостной хроникой конфликта.
"Он мне не говорил ничего, только уже постфактум", — вспоминает мать Стенина Вера.
Как такое могло произойти на братской Украине?! Дурной сон, в которой до сих пор не верит никто.
Анатолий Клян, прославленный оператор первого канала, в тот поздний вечер снимала не военных — солдатских матерей. И каратели открыли по безоружным журналистам ураганный огонь.
Анатолий Клян, дядя Толя, как называли прошедшего десятки войн мастера, снимал до последнего, пока не покинули силы.
"Волосы шевелились на голове от того, что там происходило. Мне кажется, даже в самую сложную чеченскую кампанию такого не было, не было столько трупов, столько издевательств над над военнопленными и просто над пленными", — сказал Вячеслав Архипов, телеоператор Первого канала.
"То, что сейчас происходит, то отношение к журналистам, которые работают на Украине, я даже представить себе не мог! У меня это в голове не укладывается", — подчеркнул Андрей Юровский, звукооператор Первого канала.
На Украине за последний год были похищены, убиты и ранены десятки журналистов. Запретам, травле, избиениям, убийствам подвергались и подвергаются те, кто посмел озвучить хоть сколько-нибудь отличную от позиции украинских националистов точку зрения.
Журналисты — на линии огня. Со стороны так называемого цивилизованного мира, столь чуткого в других случаях к правам человека, — по-прежнему оглушающая тишина.
И в эти самые минуты наши коллеги и друзья в разбитых артиллерией и авиацией, выстуженных и обесточенных городах и поселках юго-востока продолжают выполнять свой долг.
"Он ехал к себе домой. Для него это вторая родина. Так получилось, что останки у него — на две родины. И тут мы его похоронили, и там. И жил он на две родины", — сказала Ирина Волошина, мать Антона Волошина.
"Они подвиг совершили. Они были на передовой. Хотя читаешь Интернет, там пишут, что они лезли туда. Кто-то не полезет, но кому-то ведь надо. Кто-то выполняет честно свою работу. Мой сын тоже. Герой или нет, но он честный и хороший человек", — отметила Вера Стенина, мать Андрея Стенина.
"Я до сих пор не могу представить, что его нет. Он передо мной живой, как будто вчера он вышел — и все", — вздыхает Андрей Юровский.
"Ни у кого нет ощущения, что Игорь погиб. Мы его ждем", — вздыхает вдова Игоря Корнелюка Екатерина.