Подросток, усыновленный американскими родителями, самостоятельно вернулся в Россию. Из документов у него на руках только заграничный паспорт. Сейчас специальная комиссия пытается выяснить, как несовершеннолетний смог вылететь из США без сопровождения взрослых. А пока Ивану дали комнату в общежитии и предложили работу.
Русский американец Томас Иван Ниеланд показывает Павлу Астахову свое временное жилье. История подростка, усыновленного и брошенного американскими родителями, заинтересовала уполномоченного по правам ребенка, и он приехал в Карелию, чтобы лично познакомиться с 19-летним юношей.
Судьба Ивана весьма странная и непростая. В 17 лет решением суда штата Айова его забрали из приемной американской семьи и поместили в социальный приют. А в октябре прошлого года Иван приехал в Россию. И тут возникает множество вопросов. Как выпустили из страны несовершеннолетнего, по американским законам, подростка? Почему из документов у Ивана лишь заграничный паспорт Российской Федерации? Почему родители приобрели билеты на самолет для сына только в один конец?
По версии родителей, американский паспорт у Томаса Ивана с собой. Отправляли они его на 3 месяца погостить в Россию. Но и в родном Медвежьегорске русский американец оказался чужим. Поехал в Петрозаводск, попал в переделку и оказался в больнице.
По просьбе министерства здравоохранения и соцразвития Карелии, Ивану уже выдали комнату в общежитии Педагогического колледжа без ограничения срока проживания. Также предложили работу.
"Мы не оставим его. Но опять же — его выбор, его желание. Очевидно, что там (в США) ему легче адаптироваться. Он говорит, что здесь ему нужно снова понимать людей, снова жить с ними, общаться. Менталитет уже другой. Все-таки он в подростковом возрасте уехал, в 10 лет. И основную часть жизни прожил все-таки там", — объясняет решение Томаса Ивана вернуться в США уполномоченный по правам ребенка в Карелии Марина Зверева.
По словам Томаса, отношения с приемными родителями у него сложные. На вопрос, чем он планирует заняться в США, Томас ответил так: "Сначала на соцпомощи буду сидеть, а потом, когда поступлю учиться, может быть, в общежитии. Буду сам на ноги становиться, потихоньку день за днем".
С американскими родителями мальчик общаться не хочет, говорит, что останется в социальном приюте.
Похожие случаи в российской практике уже есть, отметил российский омбудсмен по правам ребенка Павел Астахов. И хотя этот конкретный случай с Иваном, на его взгляд, выглядит странным, российские власти готовы помочь молодому человеку — ненужному ни приемным родителям, ни родному отцу.
"Мы будем настаивать на том, чтобы, если Томас Иван захочет вернуться, ему были куплены билеты за счет его опекунов, то есть родителей, которые обязаны его содержать, и чтобы они его там приняли, встретили. Они должны его привести в семью, в которой он жил, а дальше уже решать этот вопрос в семье, но уже с ведома нашего консульского учреждения, потому что мы должны обеспечить консульское правовое сопровождение всех наших граждан и, в первую очередь, детей, вывезенных из России в Америку", — объясняет Павел Астахов.
Проконтролирует Павел Астахов и судьбу Максима Левчука, который был усыновлен этими же американскими родителями вместе с Иваном.
Похожая история произошла с другим усыновленным мальчиком — Артемом Савельевым. Приемная мать Тори Хансен отправила его в Россию с "отказной" запиской. В записке американка пояснила, что передумала воспитывать Артема, так как он неуравновешен и у него серьезные проблемы в поведении. По ее утверждению, сотрудники российского детского дома намеренно вводили ее в заблуждение относительно психического состояния ребенка.