В Одессе и Европе 2 сентября вспоминают жертв страшной трагедии, которая произошла ровно четыре месяца назад в одесском Доме профсоюзов. Приехавшие в город националисты и радикалы тогда устроили бойню и расправу над безоружными людьми, среди которых были женщины и пожилые люди. В тот день по официальным данным погибли 48 человек. И, несмотря на то, что с тех пор прошло достаточно времени, виновные в этом преступлении не только не привлечены к уголовной ответственности, но даже не задержаны.
К одесскому Дому профсоюзов 2 сентября весь день несли цветы. Прошло четыре месяца. Он по-прежнему обнесен высокой стеной. Странное сооружение. Власти словно пытаются скрыть следы чудовищного преступления, упрятав их в бетонный саркофаг. Но каждый одессит будет помнить всю свою жизнь о том, что случилось здесь 2 мая. Как десятки людей заживо сгорали в заблокированном здании, как прыгали из окон в надежде спастись, и как расправлялись с ними уже на улице борцы за единую европейскую Украину.
В Европе ничего об этом и не узнали бы. СМИ после гибели 48 человек скупо информировали: на Украине в результате столкновения сторонников евроинтеграции и их противников погибло столько-то человек. В сюжетах и репортажах сквозила мысль: ответственны за эту трагедию обе стороны.
Многие изменили точку зрения, когда увидели сами страшные кадры. Фотовыставка, организованная одним из выживших в доме профсоюзов, объехала десятки городов. С этого все и началось. Антифашистские шествия и траурные митинги. Сегодня жители латвийской столицы растянулись живой цепью между посольствами Украины и России, их разделяют меньше двухсот метров. А братские славянские народы, считают собравшиеся, не должно разделять ничего.
Сотни людей пришли, чтобы заявить о своей солидарности с жителями Донбасса, восставшими против национализма. Пожар в Доме профсоюзов, уверены митингующие, устроили радикалы, которых новая украинская власть не могла или не хотела обуздать.
Общеевропейская акция памяти прошла в Испании, Германии, Португалии, Дании, Ирландии, Швейцарии, Бельгии. В Брюсселе прямо перед зданием Европарламента тоже собрались люди с черными воздушными шарами. "Помните Одессу" написано на них. Если делать вид, что ничего не случилось, считают участники шествий и митингов, трагедия обязательно повторится.
Независимое расследование так и не было проведено. Да что там независимое, и официальное следствие не принесло результатов. Ни одного виновного, ни одного подозреваемого. А кого наказывать, если сразу после случившегося премьер Яценюк заявил, что виноваты сепаратисты и милиция, которая их не обезвредила.
А потом официальные власти и вовсе договорились до того, что сторонники федерализации сами себя подожгли. Очевидно, это они, стоя на улице, бросали в окна коктейли Молотова. Разбираться в том, почему так долго к Дому профсоюзов ехали пожарные расчеты, тоже никто не стал. А ведь уже известно: больше получаса спасатели добирались на место из пожарной части, что расположена всего в трехстах метров.
Бывший на тот момент начальником областного управления МЧС Владимир Боделан был отстранен от должности. Никаких подробных выводов, сделанных экспертами-криминалистами о том, откуда в доме профсоюзов взялся хлороформ, общественности не представили. Единственный задержанный — сотник Миколо, который лично расстреливал людей, заблокированных в доме профсоюзов. Но где он сейчас никто не знает.
Остальные боевики исчезли из города так же внезапно, как и появились. Вероятно, многие из них спустя всего пару недель пошли записываться в батальоны нацгвардии и отправились убивать жителей Донбасса. Единственным итогом одесской Хатыни стала смена региональной власти, которая явно произошла с подачи олигарха Игоря Коломойского. В кресле губернатора одесской области оказался Игорь Палица, давний соратник днепропетровского миллиардера.