Тема:

Гибель главы концерна Total 4 года назад

Плохая погода или халатность: следователи ищут причину гибели главы нефтяного концерна Total

В аэропорту Внуково минувшей ночью во время взлета потерпел крушение самолет "Фалькон-50", на борту которого находились четыре человека. Погиб глава французского нефтяного концерна Total Кристоф де Маржери, один из самых влиятельных противников санкций, введенных на Западе в отношении России.

В аэропорту Внуково минувшей ночью во время взлета потерпел крушение самолет "Фалькон-50", на борту которого находились четыре человека. Погиб глава французского нефтяного концерна Total Кристоф де Маржери и члены экипажа. Самолет "Фалькон-50" — один из самых надежных бизнес-джетов. Де Маржери был одним из самых влиятельных противников санкций, введенных на Западе в отношении России.

Следователи изучают все детали катастрофы. Изъяты видео и аудиозаписи переговоров во время крушения, изъята техническая документация, найдены самописцы. В следственном комитете заявили, что причиной трагедии стало "преступное попустительство должностных лиц аэропорта".

Глава французского нефтегазового концерна Total Кристоф де Маржери возвращался во Францию после выступления на заседании совета по иностранным инвестициям в Москве. Пилот легкомоторного бизнес-джета "Фалькон 50", который должен был доставить бизнесмена домой в Париж, получил разрешение на взлет за несколько минут до полуночи.

Все дальнейшие данные — предварительные. Уже набрав необходимую скорость и едва оторвавшись от земли, "Фалькон" неожиданно цепляет левой стороной — то ли крылом, то ли стойкой шасси — непонятно как оказавшуюся на взлетно-посадочной полосе снегоуборочную машину. Встретив препятствие, движущийся на огромной скорости самолет переворачивается и загорается. В огне погибли единственный пассажир и три члена экипажа.

"Снегоуборочная машина чистила полосу. А почему дали разрешение на взлет? Коллеги, я не могу сейчас дать никаких объяснений", — говорит Елена Крылова, руководитель пресс-службы аэропорта "Внуково".

Выдвигается сразу несколько версий катастрофы: плохие погодные условия (над Московской областью стоит туман), неисправность самолета и человеческий фактор — ошибка пилота или диспетчера. А также — халатность водителя снегоуборочной машины. Он, кстати, серьезно не пострадал: удар пришелся на прицеп автомашины. Звучали предположения, что на диспетчерской вышке во Внуково в прошедшую ночь дежурил стажер, однако эта информация не подтвердилась. Главной рабочей версией на этот час остается вина водителя снегоуборочной машины.

Владимира Мартыненко задерживают сразу. После случившегося он находится в шоковом состоянии. В сопровождении полицейских его везут на медицинское освидетельствование. Результаты тестов не оставляют сомнений — в крови сотрудника наземной службы аэропорта "Внуково" обнаруживается алкоголь.

"Уже сейчас стало ясно: это не жуткое стечение обстоятельств, а преступная халатность", — говорит руководитель Управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета РФ Владимир Маркин.

Самого Мартыненко задерживают на 48 часов. Следствие ходатайствует о его аресте. Однако и адвокаты и семья водителя настаивают — Мартыненко имеет проблемы с сердцем и спиртного не употребляет вообще.

Крупнейший европейский аэропорт Внуково, как любая другая воздушная гавань — зона повышенной опасности и ответственности. Две взлетно-посадочных полосы используются для пассажирских и транспортных перевозок. С недавних пор именно во Внуково базируется авиаотряд, обслуживающий первых лиц государства.

Взлетные полосы во Внуково — пересекающиеся. Именно на этом перекрестии и находилась в момент катастрофы техническая машина аэропорта. Хотя, согласно всем международным правилам и внутренним инструкциям, быть ее там не должно. Известно также, что полоса, по которой разгонялся "Фалькон", как говорят пилоты, "горбатая" — с возвышением посередине. Иными словами, находясь на старте, пилот просто не видит, что происходит в точке отрыва.

Именно поэтому, получив команду на взлет, пилот полностью доверяет диспетчеру, который с этого момента и несет ответственность за все посторонние объекты на взлетной полосе. Как раз для того, чтобы следить за происходящим на полосе, во всех аэропортах установлены системы локации наземной техники, по которым диспетчер точно определяет, есть ли препятствия для взлета или посадки. Опытные летчики признаются: во Внуково такая система тоже есть, только работает она из рук вон плохо. Старый локатор не способен распознать инородные предметы на земле.

"По моим данным, диспетчеры неоднократно жаловались что этот локатор во Внуково, у него очень плохое разрешение и не всегда можно четко определить, есть на полосе какое-то средство или нет", — говорит помощник президента шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Ободков.

Известно также, что еще некоторое время назад каждую из двух полос аэропорта обслуживали по два диспетчера старта. Теперь по непонятным причинам вместо них на вышке сидит всего один человек, который даже в ясную погоду, а тем более в туманную ночь, не всегда может увидеть происходящее на взлетной полосе. Вопросами организации работы наземных служб аэропорта Внуково уже занимается следствие. Однако, как говорят эксперты, трагедия минувшей ночи стала следствием глубокого системного кризиса.

Из обугленного фезюляжа "Фалькона" эксперты Межгосударственного авиационного комитета извлекли два самописца — речевой и параметрический. Вскрывать их и проводить анализ записи российские специалисты начнут только после того, как к ним присоединятся их французские коллеги.

Свое расследование катастрофы во Внуково также начали сотрудники следственного отдела транспортной жандармерии Франции. На родине Кристофа де Маржери по факту его гибели было возбуждено уголовное дело.

При всей очевидности, окончательные результаты расследования этой трагедии будут оглашены в течение двух месяцев. Выводы для всей отрасли, и, в первую очередь, для администрации аэропорта Внуково (которым пользуются и высшие руководители страны) последуют намного раньше.