Один из самых известных и влиятельных журналистов Германии Удо Ульфкотте, которого уже называют Сноуденом немецких СМИ, нанес тяжелый удар по репутации западных СМИ. Он рассказал миру, как журналисты в Германии и других странах ЕС фабрикуют свои материалы. Ульфкотте сам — под угрозой увольнения — под диктовку ЦРУ создавал фальшивку о Каддафи. Сейчас журналисту угрожают исламисты. За его жену боевики назначили награду в 5 тысяч евро. Какая награда объявлена за самого журналиста — неизвестно. Из-за опасений за свою жизнь Ульфкотте решил встретиться с российскими журналистами в секретной обстановке в одном из отелей Германии.
17 лет в редакции крупнейшей газеты Германии достаточно, чтобы изучить кухню политической журналистики, особенно, если сам на ней каждый день кашеваришь. Удо Ульфкотте — бывший обозреватель Frankfurter Allgemeine Zeitung. И его книга о том, чего стоит свободные медиа западного мира — и не только в профессиональном смысле, а буквально — что там почем. "Продажные журналисты" — так она и называется.
"Свобода слова в Германии, — пишет Ульфкотте — симуляция, цена роста — сотрудничество со спецслужбам". "Если вы как журналист не сотрудничаете со спецслужбами, то вам закрывают путь наверх по карьерной лестнице, — утверждает Удо Ульфкотте. — В моей книге есть списки имен журналистов, у которых тесные связи с ЦРУ и БНД. Они все занимают руководящие должности либо очень быстро продвигаются по карьерной лестнице. Невероятно быстро. Если вы отказываетесь сотрудничать — вы никогда не станете профессиональной элитой. Помню, два сотрудника разведки однажды пришли в редакцию и абзац за абзацем диктовали мне, что писать".
По такому принципу работают все немецкие СМИ федерального значения, и именно так, под диктовку, предполагает Ульфкотте, в последнем Der Spiegel появилась статья, про то, что самолет, летевший рейсом МН17, якобы сбили ополченцы. И дальше (Der Spiegel ведь доверяют) этот вброс пошел гулять по страницам других изданий. Почему в телеэфире и в газетах ни слова про казни гражданских лиц и обстрелы жилых кварталов на юго-востоке Украины кассетными снарядами и фосфорными бомбами, про "Точку-У" чего молчат? А нет заказа — без него не напечатают, еще и прослывешь вольнодумцем, которому место, максимум, в районной многотиражке. Верстку солидного общественно-политического медиа диктуют из различных организаций, которые финансируются Вашингтоном.
"Никто не звонит в редакцию и не требует: "Травите хорошенько Россию", — продолжает Удо Ульфкотте. — Дело в том, что колумнисты и обозреватели крупных немецких СМИ сами по себе являются участниками различными трансатлантических, проамериканских организаций: Aspen Institute, "Атлантический мост", German Marshall Fund of the United States, их очень много".
В качестве "спасибо" за лояльность журналисту обеспечивают доступ к политикам и миллиардерам, устраиваются "эксклюзивы", на которых можно сделать себе имя и состояние. "Нужные люди", умеющие писать, не живут на одну зарплату.
"Вдумайтесь, как журналист может позволить себе виллу в Тоскане или французском Провансе? – недоумевает автор книги. — Многие корреспонденты, о которых я пишу, владеют особняками за рубежом. Как это возможно? Дело в том, что все подвержены коррупции, журналисты принимают большое количество подарков. Мне дарили золотые часы, я вообще мог просить почти все, что мне вздумается, любые ценные вещи. Губернатор Оклахомы наградил меня званием почетного гражданина штата за проамериканские статьи. Эта грамота до сих пор висит у меня на стене в кабинете".
Но посещения Оклахомы в его планах нет, и золотых часов он не носит. Иначе книга бы вряд ли написалась. А было тяжело — три инфаркта. Но Ульфкотте убежден, что это того стоило. "Люди в Германии хотят знать правду, — говорит он. — Книга стала популярна благодаря сарафанному радио. Население чувствует, что их обманывают и вводят в заблуждение, но у них не было доказательств. А теперь они говорят: смотри, он 17 лет принимал в этом участие. За 5 недель было продано 50 000 экземпляров. И это без рекламы. Невероятно!"
В центральных немецких СМИ ни одного сообщения о новом бестселлере. И точно так же с их стороны не было ни одной попытки публично оспорить факты, изложенные Ульфкотте, или защитить свою честь и достоинство в суде. Потому что у него есть доказательства. Единственной стратегией защиты от правды для Frankfurter Allgemeine Zeitung оказывается формула, которую так не любят журналисты — "без комментариев".