5 ноября, в первый после длинных выходных биржевой день, отечественная валюта не просто продолжила дешеветь, но упала в цене давно невиданным темпом: за один день курс упал по отношению к доллару на 2,5 рубля, к евро – почти на 3.
Такой антирекорд произвел на рынки особенно сильное впечатление, поскольку произошел почти сразу после серьезного шага Банка России, направленного на остановку падения курса рубля. Несколькими днями ранее ЦБ не просто резко, а прямо-таки свирепо поднял ключевую ставку (сразу на полтора процента — с 8 до 9,5 ) при непрестанных заявлениях высоких и очень высоких лиц о том, что политика Банка России на переход к свободно плавающему курсу рубля остается неизменной. Ожидалось, разумеется, что резкое повышение ставки хоть малость охладит рвение играющих против рубля спекулянтов, и рубль начнет укрепляться. Получается, однако, совершенно наоборот – во всяком случае, пока.
Депутат Госдумы Федоров так огорчился этим "наоборот", что попросил генерального прокурора провести проверку деятельности Центробанка на предмет нарушения законодательства. По мнению Федорова, переход к свободному курсу рубля, вызвавший девальвацию, нарушает даже и Конституцию РФ, где указано, что "защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти".
Между тем рубль по отношению к доллару США с 17 декабря 2013 года по 27 октября 2014 года упал на 31%, а по отношению к евро – на 22%. "Это не просто неправильная политика Центробанка, а сознательное нарушение законодательства. Это уже уголовное нарушение, и теперь пора в дело вмешаться прокуратуре", – заявил Федоров.
Думаю, депутат чрезмерно горячится. Сознательного нарушения законов тут нет. ЦБ действует в полном соответствии и с Конституцией, и с законом о ЦБ. И нет сомнений, что и Генпрокуратура это должным образом подтвердит. Другое дело, что содержательных вопросов к политике Банка России становится все больше. Например, все менее понятно, почему надо так последовательно сворачивать поддержку курса рубля и вмешательство в работу валютного рынка, при столь неблагоприятных обстоятельствах, как внешнеполитический кризис и обмен санкциями. Всколыхнулись инфляционные ожидания, усиливается давление на рубль, а вмешательство ЦБ сворачивается? Это выглядит странно.
И еще этот рывок вверх ключевой ставки. Да, во всех учебниках это средство прописано при ослаблении национальной валюты. Но при двузначных процентных ставках деньгами работают практически одни только спекулянты. Всякая же более производительная активность нынешним состоянием денежно-кредитной сферы страшно затруднена, что мы и видим по унылым данным экономической динамики. Так что поднятие ставки не то чтобы прямо поощрило спекулянтов, но помешало им гораздо меньше, чем всем остальным. То есть все-таки поощрило.
Закон называет целями деятельности Банка России защиту и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы и тому подобное – все внутри денежно-кредитной сферы. А вот американский аналог ЦБ, Федеральная резервная система, имеет так называемый "двойной мандат". ФРС обязана обеспечивать и стабильные цены, и максимальную занятость, то есть она обязана заботиться не только о показателях самой кредитно-денежной системы, но и о здоровом экономическом росте. В частности, закон предписывает ФРС "поддерживать рост денежных и кредитных агрегатов в долгосрочной перспективе на уровне, соответствующем уровню повышения потенциального выпуска" и обеспечивать "умеренный уровень долгосрочных процентных ставок". Как нетрудно убедиться, ФРС именно это и делает.
Это я не к тому рассказываю, чтобы немедленно переписать эти формулировки в наш Закон о ЦБ. Бездумно переписывать вообще не нужно ничего и никогда. Но, может быть, и без двойного мандата удастся убедить денежные власти, что насморк не следует лечить гильотиной, а потому не надо задирать и без того высоченные ставки. Спекуляции спекуляциями, но валюта не может не слабеть, когда слабеет национальная экономика. А у нас уже полгода денежная масса растет медленнее инфляции, что, как нетрудно понять даже не будучи ученым экономистом, очень ослабляет экономику. Ну не работает экономика без денег – что с ней поделаешь.
А курс рубля, будем надеяться, вскоре стабилизируется, а то и вернет какую-то часть утраченного. Цену прогнозов в этой сфере мы все только что заново увидели, но очень уж многие эксперты говорят, что рубль уже довольно заметно перепродан, то есть уже подешевел больше, чем диктует экономическая реальность.