Заморозка проекта "Южный поток" принесет европейским компаниям не менее двух с половиной миллиардов долларов убытков. Потери пытаются оценить и в руководстве балканских стран, через которые должна была пройти газовая труба. При этом в Еврокомиссии уже заявили, что компенсировать убытки никто не будет.
Если кратко описать реакцию на сообщение о закрытии "Южного потока" на Балканах – это разочарование и надежда, что проект все-таки состоится. В газопровод вкладывали деньги, на него возлагали надежды, и вот теперь проект заморожен. И виной тому — сам же Евросоюз.
"Сербия семь лет вкладывалась в этот проект, мы проделали большую работу и не отказывались от проекта даже в самые трудные времена, — говорит премьер-министр Сербии Александр Вучич. — Нашей вины в том, что проект теперь приостанавливают, нет. Сербия платит цену столкновения больших игроков".
Президент Сербии Томислав Николич считает, что Сербия оказалась заложником напряженных отношений Запада с Россией и требует объяснений, опасаясь, что в ближайшие годы страна может остаться без тепла зимой. "Это похоже на игру в кошки-мышки между Западом и Востоком, — сетует он. — Полагаю, мы об этом будем абсолютно серьезно разговаривать и с европейскими, и с российскими партнерами".
Сербские политологи разделяют мнение президента, а причиной срыва называют нежелание Брюсселя вообще участвовать в "Южном потоке". Для национальной экономики — минус целая статья доходов. Тысячи сербов теперь могут остаться без работы. "Наш город мог бы зарабатывать деньги на проекте — сфера услуг, продавали бы еду, напитки, аренда домов и квартир. Люди получали бы деньги за сдачу земли под прокладывание трубопровода, — говорит Мирослав Медакович, заместитель мэра города Шайкаш. — Теперь все это уже в прошлом".
Не менее разочарованы и в соседней Болгарии. Ведь именно там никак не давали разрешения на прокладывание труб – и сорвалась реализация проекта. Политиков пугает то, что страна теперь вдруг может оказаться зависимой от Украины. На слова они не скупятся, сложившуюся ситуацию называют просто катастрофой.
А многие не хотят верить, что "Южный поток" окончательно закрыт, и пытаются найти оправдание позиции, принятой болгарским правительством, которая теперь, очевидно, принесет только убытки. "Для меня проект "Южный поток" еще не закрыт, официального заявления России мы пока не получили, — говорит министр экономики Болгарии Божидар Лукарский. — Официальная позиция нашего министерства заключалась не в том, что мы не заинтересованы в проекте, а в том, что он не соответствует требованиям Евросоюза".
В этом смысле характерен комментарий венгерских СМИ: они подчеркивают, что тех, кто против такого развития событий, в Венгрии абсолютное большинство, а разумных аргументов против "Южного потока", по крайней мере, у стран юго-восточной Европы, как транзитеров и импортеров, быть не может.
Теперь Венгрии придется лихорадочно искать новые источники поставок газа. Министр иностранных дел страны говорит, что возможно теперь увеличения импорта энергоресурса теперь придется искать за счет поставок из Азербайджана. "У России было право принять такое решение, — говорит министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто. — Венгрия признает этот шаг".
В Евросоюзе понимают, что из-за отмены проекта им придется столкнуться с массой проблем. Швейцарское издание Neue Zürcher Zeitung приводит слова главы австрийской дипломатии Себастьяна Курца, который считает, что судьба проекта еще окончательно не решена и надеется, что проект может быть еще воскрешен. "Министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц считает, что судьба "Южного потока" еще не решена, — пишет автор статьи, озаглавленной "Выход из Южного Потока: Евросоюз ищет альтернативы для Юго-Восточной Европы". — В настоящий момент за теми или иными проектами скрывается множество тактических ходов, считает министр. Возможность продавать собственный газ входит в сферу интересов России".
Но Москва свою позицию озвучила четко. Вслед за президентом страны Владимиром Путиным глава Газпрома Алексей Миллер подтвердил, "Южный поток" закрыт. У России впереди много весомых проектов, в том числе — договоренности о строительстве новой газовой трубы с Турцией. А вот Евросоюз вынужден будет решать, как будет компенсировать гигантские убытки и чем теперь заменить надежные газовые поставки, которые обеспечил бы "Южный поток".