Базовый текст Конституции Украины принимался летом 1996 года не всенародным голосованием, а в Верховной Раде, которая была легитимным представительным органом. Период после распада СССР ни в одной из стран СНГ спокойным не назовешь, поэтому нет ничего странного в том, что в Киеве так и не нашли времени на то, чтобы принять конституционный закон о Севастополе. То есть в Конституции и Севастополь, и Крым упомянуты, но продолжения не было.
Что касается территориальной целостности, то, с одной стороны, статья 157 гласит, что основной закон Украины не может быть изменен, если изменения предусматривают отмену или ограничение прав и свобод или направлены на нарушение территориальной целостности. С другой стороны, есть статья 73 — о том, что "исключительно референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины". То есть вроде нельзя, а механизм все-таки есть. Правда, та же 73-я статья оговаривает, что такой референдум должен быть "всекураинским". То есть за отделение Крыма, согласно Конституции, должен проголосовать не только сам Крым, но и остальная Украина.
Но, во-первых, на региональный референдум в Конституции запрета нет. Тогда поэтому бы и не провести в Крыму референдум? Во-вторых, согласно 108-й статье, полномочия президента Украины прекращаются досрочно в случае: отставки, по здоровью, импичмента, смерти. Ничего такого с Виктором Януковичем не произошло. Но даже если взглянуть на ситуацию максимально широко, то, согласно статье 112-й, в случае досрочного прекращения полномочий президента Украины его обязанности исполняет премьер-министр.
Между тем, незаконность референдума в Крыму оформлена сейчас указом Александра Турчинова, который исполняет обязанности президента. Конечно, Конституцию всегда можно изменить, но на Украине, согласно Конституции же, это возможно в случае наличия заключения Конституционного суда. Про хаос вокруг судей украинского Конституционного суда всем все известно. В таких ситуациях критически важна воля народа. Так вроде бы об этом и идет речь...
Премьер-министр Крыма Сергей Аксенов сделал теперь уже знаменитое заявление о неподчинении Крыма Киеву и готовит референдум. Об этом он рассказал в эксклюзивном интервью "Вестям в субботу".
- Сергей Валерьевич, Василий Аксенов, который написал "Остров Крым", вам случайно не родственник?
- К сожалению, нет.
- Но вторую часть этого романа вы явно пишете.
- Постараемся дописать.
- Хочется процитировать вашего ближайшего соратника, главу парламента Константинова, который накануне был в Москве и сказал очень примечательную фразу. "Для нас сегодня, конечно, очевидно, что та страна, в которой мы жили, которую мы любили, в которой прожили долгие годы, были ей преданы до конца, исчезла." Речь, понятно, идет об Украине. Действительно, в последние несколько лет было ощущение, что рождается чувство общей украинскости. В какой момент вы поняли, что ничего из этого не выходит?
- Когда мирная акция протеста на Майдане перешла в побоище с органами внутренних дел и пострадавшие милиционеры начали поступать в больницы Крыма, мы поняли, что ситуация вышла за штатный режим. Поэтому для нас лично уже все последующие действия, которые проводило вновь избранное правительство, были ясны. Мы понимали, что они уже идут по пути предыдущей власти, штампуя в день по сто законов. Они принимали решения, которые не соответствуют никакой логике, назначали руководителей экстремистских подразделений в Министерство внутренних дел, давали оценку деятельности должностным лицам по тому количеству камней, которые они кинула в сотрудников милиции.
- При этом исполняющий обязанности президента Украины Турчинов назвал предстоящий референдум в Крыму нелегитимным, На это же ссылается президент Обама, серьезный мировой игрок. Он говорит об украинской Конституции, не предполагающей отдельно взятого референдума в отдельно взятом Крыму.
- Сегодня все абсолютно ясно. Верховный Совет Крыма заявил, что высшая власть Республики принадлежит крымскому парламенту. Крымчане доверили парламенту и депутатам высказывать их мнения с трибуны. Четко и ясно поставили задачу – провести референдум в автономии. Депутаты Верховного Совета Крыма однозначно выполнили решение крымчан, проголосовали за проведение референдума 16 марта. И никто этот референдум отменить не сможет.
- Почему вы сдвинули референдум на более ранний срок?
- Это сделано, чтобы избежать различных провокаций, поскольку ситуация на Украине достаточно напряженная, много горячих голов, которые пытаются создать дестабилизирующую ситуации в Крыму. Поскольку жизнь и безопасность граждан для нас является основной ценностью, мы решили сдвинуть сроки референдума и провести его как можно скорее.
- Глядя на развитие Крыма в цифрах, волосы встают дыбом. Если сравнивать Крым с российскими регионами, он оказывается на последнем месте в России. Экономическая ситуация очень печальная. А денег на проведение референдума хватает?
- Хватает. Правительство сегодня работает в штатном режиме. Все системы жизнеобеспечения полуострова находятся под контролем.
- Вы не боитесь, что украинские новые власти могут перекрыть вам электричество, воду?
- Во-первых, для этого нет никаких оснований, поскольку у крымчан нет задолженности на сегодняшний день ни по оплате за воду, ни по оплате за электроэнергию. Во-вторых, у нас есть и резервный план на случай этих отключений. К тому же я уверен, что наши коллеги из РФ поддержат нас вот в этом вопросе. Я не сомневаюсь, что крымчане будут обеспечены энергией, водой и теплом в полном объеме.
- На референдум выносятся два варианта: либо присоединение к России, либо возвращение к Конституции 1992 года. С одной стороны, всем мы эти годы следили за развитием ситуации в Крыму, с другой, — существует путаница. Но и те, кто живут вне Крыма, конечно же, не все помнят. Конституция 1992 года — это ведь Конституция, принятая до украинской Конституции 1996 года. Какие опции она предполагает, если люди решат, предположим, голосовать за второй вариант?
- Она предполагает практически полную автономию, а также возможность законодательной инициативы, которая была отменена поправкой Зайца. Если Конституция 1992 года будет принята, крымчане в том числе смогут в полном объеме влиять на ситуацию в Республике Крым.
- Вы сами как будете голосовать: за первый вариант — присоединение к России — или за второй — возвращение к Конституции 1992 года?
- Я буду голосовать за первый вариант — присоединение к РФ.
- Мы видим вас практически каждый день на телеэкранах, но очень мало знаем о вас. Что вы можете про себя рассказать?
- Я — обыкновенный парень. Учился и родился в городе Бельцах, Молдавия. В 1989 году закончил с отличием школу. В 1993-м — Симферопольское высшее военно-политическое строительное училище. Я всегда мечтал быть военным. К сожалению, Советский Союз развалился, и не было возможности реализовать свои мечты.
- То ли Обама, то ли Госсекретарь США Керри сказал, что вы не очень представляете собой электорат Крыма.
- Дело в том, что они опирались на результаты выборов 2010 года. Могу сказать, что партия "Русское единство", когда шла на выборы, была зарегистрирована за 30 дней до начала избирательной кампании. И когда западные журналисты задавали мне по этому поводу вопрос, я сказал: пускай покажут мне хоть одну политическую силу в мире, которая за 30 дней до начала кампании получила 4% — это 130 депутатов по всему Крыму. Плюс мэр города Бахчисарай был избран от нашей политической силы.
- Сейчас в парламенте Крыма у вас получается широкая коалиция самых разных сил, во главе которой встали вы.
- Да, там и "Партия регионов", и Компартия Украины, поэтому у нас абсолютно нормальные отношения с депутатами различных фракций. И сегодня у нас есть объединяющий стимул — проведение референдума. Все депутаты как один стоят на позициях проведения этого референдума.
- Итоги референдума в любом случае не предполагают возвращения в ту Украину, которая живет по Конституции 1996 года. Какими вы видите дальнейшие взаимоотношения с теми, кто был для вас центральной властью в последние 23 года?
- Пока к власти в Киеве не придут умные люди, которые не будут считать жителей юго-востока за быдло и людей второго сорта, мне сложно прогнозировать, каким образом мы будем строить с ними отношения.
- То есть на данный момент отношения равны нулю?
- Пока что да.