Александр Турчинов, назначенный Верховной Радой исполняющим обязанности президента Украины, отдал приказ о применении силы в отношении граждан своей страны — сторонников федерализации. При этом он лично возглавил штаб по проведению так называемой спецоперации, а выработкой оперативных решений займется Андрей Парубий, еще совсем недавно — комендант Майдана. При этом новые власти Киева явно рассчитывают на иностранную военную помощь.
Бороться с взбунтовавшимся юго-востоком Киев хочет чужими руками. Вечером назначенный исполняющим обязанности президента Турчинов по телефону просит генсека ООН ввести на Украину миротворческий контингент. Правда, задача, которую, как считает Турчинов, миротворцы должны выполнять, — это военная операция.
Разговор о миротворцах — на фоне решения национального совбеза "о неотложных мерах по сохранению территориальной целостности", которое Турчинов называет секретным. Отмашка для привлечения армии уже дана. Исполнителем спецоперации Киев назначает нового начальника антитеррористического центра СБУ. Руководство штабом Турчинов берет на себя, а ведь еще утром называющий себя верховным главнокомандующим вроде бы неожиданно согласился на референдум. Вот только всеукраинский.
Получается, решать судьбу восточных областей будут вовсе не на востоке. Да и вопрос для референдума — если он вообще состоится — формулировать будет все тот же Киев.
Лидер коммунистов Петр Симоненко — кандидат на пост президента Украины — сегодня впервые попал внутрь сожженной партийной штаб-квартиры, где на прошлой неделе боевики устроили погром. Раньше дальше внутреннего двора Симоненко не пускали — в офисе работали следователи. Зато теперь видно масштаб ущерба от майданной демократии. Уцелевших кабинетов нет. Следователи вывезли кучу канистр из-под бензина. Здесь же готовили коктейли Молотова.
Новые власти принципиально не замечают бесчинств националистов, потому что они и есть главная сила, на которую Киев и опирается. В вечерний прайм-тайм шеф СБУ Наливайченко на всю страну вынужден признать: сдача милицией и спецназом "Альфы" позиций в Донецке и Луганске, и отказ штурмовать манифестантов, — все это от недоверия.
"Военные выполняли свои задачи по обороне страны, но из-за того, что местная власть не доверяет центральной, люди втягиваются в политические конфликты, — считает Валентин Наливайченко. — Очень часто искусственно возникает недоверие".
В качестве радикального решения МВД меняет структуру. Аваков через социальные сети объявляет о формировании новых и — что подчеркивается особо — "идеологически выверенных" спецподразделений на востоке, исключительно из местных добровольцев. Турчинов меняет начальника антитеррористического центра.
Украинский МИД грозит полностью перекрыть границу с Россией. "Рука Москвы" Киеву мерещится с первых дней революции. Так один из лидеров "Автомайдана" Дмитрий Булатов зимой рассказывал, как его похищали и пытали, утверждал, что "это был российский спецназ".
Потом, правда, выяснилось, и что якобы отрезанное в плену ухо — на месте, и что после "чудесного спасения" основатель "Автомайдана" уехал отдыхать в Доминикану, откуда вернулся в кресло назначенного министра молодежи и спорта. А вот причина похищения — как теперь говорит сам — может крыться в собранных Майданом пожертвованиях: почти миллион гривен "Автомайдана" растворился.