Ужасающая трагедия в Одессе является откровенным проявлением фашизма, но никто из совершивших это преступление не арестован. Такую характеристику событиям в городе дал глава российского МИДа Сергей Лавров. Сегодня он участвовал в заседании Комитета министров Совета Европы в Вене. Лавров подчеркнул — Запад старается не замечать причин случившегося. Вместо того, чтобы решительно осудить действия ультра-националистов и порвать с двойными стандартами.
Трагедия в Одессе для всех должна стать сигналом к пробуждению, сказал на днях министр иностранных дел Германии. Сегодня в Вене, куда съехались главы европейских дипломатий, прямо на входе в Совет Европы можно было вычислить тех, кого подняли, а разбудить забыли. "Мы ждем жесткого заявления Совета Европы в поддержку украинских президентских выборов!" — заявил исполняющий ообязанности министра иностранных дел Украины Андрей Дещица.
Президентские выборы в стране, где власть натравила нацистов на непокорные города, где провокаторы с метками на рукавах и лицами милицейских начальников за спинами, заживо жгут людей. Но ведь это медицинский факт — сомнабулы могут ходить и говорить. Сергей Лавров сегодня вновь пытался завести будильник у них над ухом.
"Выход из нынешнего кризиса на Украине есть, — сказал министр иностранных дел РФ. — Он может быть найден исключительно на основе общенационального диалога. Как это сделать? Наверное, нужно отвести армию, отменить приказ использовать ее против народа. Кстати, я вам могу процитировать — специально взял сегодня с собой выписку — в разгар событий на майдане Генеральный секретарь НАТО и министр обороны Северо-Атлантического альянса заявляли о недопустимости вмешательства в вооруженный политический процесс и настаивали на том, что армия должна быть нейтральной. Это было в феврале. Я поинтересовался сегодня у наших коллег из стран НАТО, могут ли сегодня государства альянса и Генеральный секретарь альянса подтвердить то же самый призыв — не использовать армию, не вмешивать ее в политический процесс и не допускать, чтобы она нарушала свой нейтралитет внутри собственной страны. Вот с этого, наверное, придется начинать в любом случае".
Сначала свертывание карательной операции, потом — прямые переговоры между юго-востоком и центром. Намек на ту же мысль можно разглядеть и в плане Штайнмайера, который публикует сегодня "Франкфуртер Альгемайне". Вот его основные пункты: согласование позиций по все тем же президентским выборам; переговоры по конституционной реформе; общенациональная дискуссия под эгидой ОБСЕ; еще одна четырехсторонняя конференция в Женеве; разоружение не правительственных группировок. Целых пять пунктов, но мало конкретики. Считает ли Штайнмайер нацистов, спешно переодетых в военную форму, законными носителями оружия? Что за чем должно следовать, ведь порядок действия имеет принципиальное значение?
"Предстоят выборы президента, как объявили киевские руководители, — продолжает Лавров. — Но одновременно не завершен процесс конституционной реформы. И он не завершиться до 25-го мая. Варятся какие-то поправки в Комитете, созданном Верховной Радой. Никто их, в общем-то, не видел за пределами украинского парламента. Обещают постоянно их придать гласности, начать какой-то диалог, обсуждать эту Конституцию с новыми поправками. Пока этого не произошло. Но при всех обстоятельствах, все исходят из того, что Конституция будет приниматься после назначенных на 25 мая Верховной Радой президентских выборов. То есть, голосуя за того или иного кандидата в президенты, избиратели не будут знать, каким объемом полномочий этот человек будет обладать в случае избрания. Потому что Конституция, и об этом открыто говориться, будет перераспределять полномочия между президентом и Парламентом. Поэтому такая достаточно специфическая ситуация сложилась. И гораздо логичнее и справедливее был тот порядок действий, который изложен в Соглашении от 21 февраля. Осенью новая Конституция, до конца года — выборы".
Но ждать до конца года Запад не хочет: нужно побыстрее отмыть геополитические барыши от государственного переворота, и возражения России интерпретируются в соответствующем ключе — она хочет помешать демократической процедуре заметания следов преступления. "Стратегия России — помешать или вообще отменить эти выборы. Но, надеюсь, многие страны сегодня здесь поддержат желание Украины их провести", — говорит министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг.
"Для нас очень важно сейчас, чтобы президентские выборы прошли 25 мая. И, я считаю, что ОБСЕ может сыграть в этом ключевую роль", — вторит ему канцлер Германии Ангела Меркель.
Впрочем, западным спонсорам теперь будет не то что невозможно, но несколько сложнее сохранять адвокатский тон в отношении Киева и прокурорский в адрес России. Потому что сегодня, наконец, про карательную операцию на юго-востоке, про массовое убийство в Одессе, заговорили международные правозащитники.
По мнению пресс-секретаря управления верховного комиссара ООН по правам человека Руперта Колвилля, правительство Украины должно гарантировать, что военные и полицейские операции проводятся в соответствии с международными стандартами. "Крайне важно, чтобы власти сами придерживались принципа верховенства права и защищали права всех граждан, включая русскоговорящее население, — отмечает он. — Власти должны провести оперативное, прозрачное и всеобъемлющее расследование событий в Одесской и Донецкой областях, которые привели к десяткам жертв в последние дни. Это касается и пожара в одесском доме профсоюзов, где погибло более 40 человек. Для предотвращения насилия и деэскалации напряженности необходимо срочно начать всесторонний диалог".
К сожалению, одних слов теперь уже явно не хватит, чтобы удержать Киев от дальнейшего насилия, на которое его благословил Совет Европы. Хотя бы уже тем, что признал-таки 25 мая удачным днем для президентских выборов. Так что украинская диктатура, конечно, постарается ускорить процесс подавление протеста.