Малайзийский "Боинг" мог быть сбит украинскими средствами ПВО по ошибке. Такую версию журналистам озвучил источник в одном из силовых ведомств Украины. По его сведениям, в день катастрофы в пригороде Донецка проводилась тренировка боевых расчетов.
Поиск виновных в крушении "Боинга" сужается до вполне конкретных подозреваемых. Если, конечно, таковыми можно назвать боевые части украинской армии. РИА "Новости"ссылается на некий источник в украинском оборонном ведомстве, который и сообщил журналистам о том, что малайзийский лайнер мог быть сбит ходе учений. "Для участия в тренировке в Днепропетровск с авиабазы Кульбакино 229 бригады тактической авиации в Николаеве были направлены два самолета Су-25. Перед ними была поставлена задача провести воздушную разведку и обозначить контрольные цели в районе сосредоточения группировки АТО к западу от Донецка. После входа одного из самолетов в зону обнаружения ЗРК "Бук" он был взят на сопровождение боевым расчетом батареи, расположенной у населенного пункта Зарощенское", — говорится в статье.
Речь идет о 156-ом зенитно-ракетный полке, который сейчас развернут на северных окраинах Донецка. 229-я авиабаза тактической авиации дислоцируется под Николаевом. Это, пожалуй, самая боеспособная авиачасть украинских ВВС. 36 штурмовиков, из них 14 — в полной боевой готовности. Учения проводились в непосредственной близости от передовой. Но таковы порядки, точнее, беспорядки в украинской армии. Как бы то ни было, после нажатия кнопки "Пуск", в небо ушла самая настоящая, боевая ракета. Такой вывод можно сделать из той информации, которая сейчас распространяется агентствами. "По всей видимости, по трагической случайности через какое-то время маршруты полетов малайзийского "Боинга" и Су-25, несмотря на разницу в эшелонах, совпали, слившись на экране в одну крупную точку, что стало фатальным для гражданского борта: в момент схождения целей на одном азимуте система сопровождения автоматически перестраивается на ведение той, которая имеет наибольшую площадь", — говорится в статье.
Военным специалистам непонятно, как пилоты штурмовиков обозначали контрольные цели, не удостоверившись, что их не собьют вполне боевой ракетой. Ведь, как объясняет бывший заместитель главкома Военно-воздушных сил России генерал Айтеч Бижев, перепутать учебный пуск с боевым невозможно. Если, конечно, это не было сделано намеренно. "Как могло быть на ракету подано питание, если производилась тренировка? Даже если они тренировались по конкретным целям по СУ-25, как они говорят, тогда что, надо было сбивать свой СУ-25? Произведя пуск, они что, сбили бы свой самолет? Если даже был бы перепутан маршрут, цели были сбиты. Они сбили бы свой самолет. Поэтому тут допущен ряд серьезнейших ошибок, которые расчеты не допускают, пока они не сдадут зачеты по всем этим мероприятиям", — объясняет он.
До сих пор не понятно, почему организация воздушного движения "Украэрорух" не запретила пролет гражданских судов над территорией воюющего Донбасса. Этого требует международное право. После того, как американцы в 88-ом точно так же сбили над Персидским заливом иранский пассажирский самолет, было разработано специальное руководство по мерам безопасности для гражданских авиалиний.
"Это руководство требовало от Украины, чтобы приготовления вооруженных сил к деятельности, создающей потенциальную опасность для воздушных судов, заблаговременно координировались с органами обслуживания воздушного движения, с центрами управления воздушным движением. Почему продолжающийся несколько месяцев вооруженный конфликт на юго-востоке Украины, сопровождающийся многочисленными потерями со стороны Военно-воздушных сил, не вынудил авиационные власти Украины и Евроконтроль принять решение в отношении закрытия Днепропетровской зоны обслуживания?", — интересуется руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.
У украинских военных есть опыт уничтожения гражданских воздушных целей. В октябре 2001 в небе над Черным морем они — так же по ошибке — ракетой С-200 сбили российский Ту-154. Погибли все, кто был на борту, 78 человек. Украинская сторона так до сих пор и не признала вины, а главный виновный в той трагедии, генерал-лейтенант Дьяков — именно он командовал ракетными пусками — теперь выступает главным адвокатом украинских ПВОшников. Впрочем, специалисты спорят, какой все-таки ракетой был сбит малайзийский "Боинг".
"Да, он сбит, тут не надо ничего придумывать, он сбит зенитно-ракетной "земля — воздух". По характерам пробоин, которые имеются, по материалам объективного контроля, которые имеются, его сбила зенитно-управляемая ракета. Тут много уже материалов для анализа, можно твердо уже анализировать, что он был сбит зенитно-ракетным комплексом,- говорит Владимир Михайлов, главнокомандующий ВВС России в 2002-2007 годах, — Там могли быть не только Су-25, там мог быть любой самолет, который бы обозначал цель. Но они выбрали Су-25, который у них есть, которые часто летают в том районе и которые, кстати, имеют возможность поражать воздушную цель. Я не исключаю, такую авантюру, что сначала Су-25 пустил, а потом по Су-25 пустили этот "Бук" и так далее".
Все ответы может дать экспертиза обломков "Боинга" и расшифровка бортовых самописцев. Оранжевые ящики сейчас находятся у британцев.
"Необходимо изучить записи переговоров на командно-диспетчерском пункте, с которого осуществлялось управление воздушны движением, как аудиозаписи, так и видео, если видеозапись ведется в Центре управления полетами в Днепропетровске; записи радиообмена диспетчера со смежными пунктами управления воздушным движением, в том числе при входе воздушного судна в пространство Украины", — говорит Александр Нерадько.
Российские авиационные власти составили перечень из 28 вопросов, которые будут переданы комиссии по расследованию.