В Ираке боевикам удалось укрепить свои позиции. Во-первых, в их руках — крупнейшая в стране плотина, взорвав которую, экстремисты теперь могут утопить более миллиона человек. Во-вторых, исламисты наладили торговлю нефтью. В третьих, они пытаются захватить новые территории.
Для иракских экстремистов из группировки "Исламское государство (запрещена в РФ) Ирака и Леванта" (ИГИЛ), которая уже давно претендуют на то, чтобы называться просто "Исламским государством", минувшая неделя выдалась исключительно удачной.
Из последних новостей: в Ираке рядом с городом Мосул боевики захватили крупнейшую в стране плотину, расположенную в 50 километрах выше по течению. Теперь, даже если не получится с войной, боевики-сунниты все равно могут свести счеты с правительством. Взрыв плотины может погубить не только жителей Мосула и окрестностей — пятиметровые волны докатятся и до Багдада, и число жертв сразу превысит миллион.
Поправили экстремисты и свое финансовое состояние, которое, как считают эксперты Дубайского аналитического центра, и без того было немаленьким. В самом начале своей атаки на Ирак боевики ИГИЛ взяли под контроль несколько банков, став за пару дней богатейшей группировкой исламистов в мире. Теперь они еще и зарабатывают деньги, реализуя добытую на захваченных месторождениях нефть на черных рынках — через Турцию дальше по региону. Пока их доход не превышает миллиона долларов в сутки, но аналитики полагают, что если в руках ИГИЛ окажутся не только иракские нефтяные поля, но и сирийские, то боевики будут зарабатывать от 100 миллионов долларов в месяц.
С личной жизнью у исламистов тоже все хорошо — в захваченных городах они насильно принуждают женщин выходить за них замуж. Чтобы женихам было проще сделать выбор, невольных невест водят по улицам в цепях.
Людям, попавшим под власть экстремистов, приходится несладко. В Мосуле, например, издавна жили христиане, еще недавно их община насчитывала 30 тысяч человек. Представители ИГИЛ поставили им ультиматум: либо принять ислам, либо немедленно убираться из города. В противном случае — смертная казнь. В принципе, можно говорить о том, что христианского Мосула больше нет: за минувший месяц в городе впервые за 1600 лет не было проведено ни одного воскресного богослужения.
Не щадят экстремисты и шиитские мечети. Не становятся исключением и, казалось бы, общемусульманские святыни. Так, в воскресенье, 3 августа, стало известно, что боевики ИГИЛ уничтожили мемориал Зейнаб — внучки пророка Мухаммеда.
На этом фоне иракские власти похвастаться особыми успехами не могут. Пока сил правительственных войск, шиитских добровольцев и курдских формирований хватает, чтобы удерживать Багдад. В минувшую пятницу очередной марш боевиков на столицу был успешно остановлен, но о том, чтобы выбить ИГИЛ с занятых полиций на севере Ирака и в части Сирии, речь не идет.
В свою очередь, ИГИЛ, по всей видимости, тесно в установившихся границах. В ночь на воскресенье экстремисты предприняли новую попытку экспансии части уже ливанской территории. Пограничникам удалось отбить нападение, однако они потеряли 10 человек убитыми. Сейчас охрана границы усилена, так как власти не сомневаются: это была не последняя атака исламистов.