В Вашингтоне довольны санкциями против России. Президент Барак Обама уверен, что ограничения работают. Впрочем, европейские производители недовольны: осложнение отношений с Россией может привести к миллиардным потерям западных компаний.
Выруливая на путь санкций, Барак Обама не мог не предполагать, что попадает на дорогу с двухсторонним движением. Отсутствие встречного движения сильно усыпило его внимание. Теперь, когда встречный появился, американского президента спрашивают: велик ли эффект от того, что так рискованно пересекали осевую?
Беспокоят ли Россию экономические ограничения и запреты, журналисты поинтересовались у президента США через два дня после того, как его пресс-секретарь признался, что не беспокоят. Начал Обама не уверенно.
"Мы пока еще точно не знаем, работают наши санкции или нет. Санкции работают, как мы и планировали, оказывая значительное давление на российскую экономику. Это не моя личная оценка, вы можете взглянуть на реакцию рынка и отток капитала. Также, если вы посмотрите на прогнозы относительно экономического роста, то увидите, что никакого экономического роста нет", — заявил президент США. Вроде бы дежурная благодарность союзникам теперь на фоне ответных мер России — как благодарность за совершенное самоубийство. Обама хорошо знает, сколько Евросоюз вынул и вынет из кармана за то, что дал втянуть себя в совместный поход против российской экономики, который для самой Европы на глазах становится походом против собственной. Общий объем годового экспорта сельхозпродукции из европейских стран на российский рынок15 миллиардов 800 миллионов долларов. Ничего, видимо, рассуждают в Вашингтоне. Зато Европа стала еще на шаг ближе к долгожданной зоне свободной торговли через Атлантику.
"Это отвечает американским экономическим интересам: необходимо поддерживать мировую гегемонию США, а для этого требуются такие вот меры. Эти действия бьют по насущным потребностям людей по всему миру — от введенных санкций пострадают многие не только в России, но и во многих других странах, включая и кое-кого из союзников США вроде Великобритании и Германии. Инициированные Америкой санкции — враждебный акт не только в отношении России, но и в отношении Германии. Их следствием станет рост напряженности и недовольства, обострение соперничества и усугубление противоречий во всем мире. У России в данной ситуации нет выбора: она должна как-то ответить на этот акт экономической войны со стороны США", — считает Калеб Мопин, политолог, общественная организация International Action Center (Нью-Йорк).
Россия и отвечает. В том числе и самой Америке. Экспорт сельхозпродукции из США на наш рынок в шестнадцать раз меньше европейского. Миллиард долларов вроде бы немного по американским меркам. Но внутри миллиарда интересы целой отрасли. Россия — второй после Мексики мировой покупатель американского мяса птицы. 330 миллионов долларов в случае запрета на поставки не досчитаются не российские фермеры.
"Для граждан России запрет на импорт продукции из некоторых стран не является плохой новостью. Наоборот, для сельскохозяйственной сферы это очень хорошая новость, потому что теперь все усилия будут направленны на восполнение недостающих продуктов и, таким образом, это послужит неким мощным толчком в развития агропромышленного сектора страны", — объясняет политический обозреватель журнала EU Reporter Анна ван Денски.
Толчки с такими разными результатами для вовлеченных — итоги тектонического сдвига в глобальном мироустройстве. На того, кто раскачивает, все чаще обращают внимание, пытаясь понять: зачем? Всемирно известный режиссер Оливер Стоун публикует новое обращение к согражданам, используя знакомые кинематографические сравнения.
"Я напуган. Невозможно хранить молчание, наблюдая в замедленной съёмке катастрофу, охватывающую мир. На прошлой неделе Обама заявил своим критикам: "Очевидно, люди забыли, что Америка, как сильнейшее государство на Земле, всё ещё не имеет полного контроля над миром". Очень смелое заявление, если подумать. С каких это пор мировое господство стало официальной политикой США? Думаю, с 1991 года, с момента падения коммунизма, но теперь, когда маска сорвана с нашего злобного оскала, мы, как граждане мира, а не просто американцы, должны что-то делать с этой новой реальностью: США хочет контролировать мир, и мы не оставим попыток уменьшить влияние России, Китая и Ирана. И прибегнем для этого к любым средствам, включая войну", — говорит Оливер Стоун.
Слова ветерана вьетнамской кампании, который отразил личный опыт участия в бессмысленной войне в одной из сильнейших антивоенных кинодрам — своей "Вьетнамской трилогии", как минимум стоят того, чтобы быть услышанными. Причем нее только теми, кто подписан на его Facebook (запрещена в РФ).