В Новороссии — выборы своих органов власти. Вокруг этого события ломается много политических копий. России американцы уже обещают новые санкции в случае, если мы признаем выборы состоявшимися. Москва же уже завила, что мы сделаем это, ведь нет никаких резонов не признавать очевидное. Признали выборы на Украине, признаем выборы и в ее мятежных регионах. Минские соглашения предусматривали проведение таких выборов в сроки до 3 ноября, вот они и проходят.
Избирательные участки в самопровозглашенной Донецкой народной республике закрылись, члены территориальных комиссий начали подсчет голосов. Выборы, несмотря на все опасения, давление официального Киева, предупреждения о провокациях, состоялись.
Александр Захарченко, главный фаворит гонки, первый номер партийного списка по сути "партии власти", проголосовал утром. Многие впервые увидели Захарченко в костюме, обычно он — в полевой форме.
Всего на территории ДНР работало более 300 избирательных участков, но были и специальные мобильные группы как примета военного времени. Прозрачную урну для голосования доставили на передовые позиции сотрудники Центральной избирательной комиссии самопровозглашенной республики. Такую возможность ЦИК предусмотрел заранее. Многие бойцы армии ДНР на передовой — несколько недель и в день выборов просто не могут проголосовать там, где прописаны.
Урну перевозили с позиции на позицию. Ополченцы голосовали быстро. В районе аэропорта так тихо бывало редко. Во время голосования украинская артиллерия молчала. Командир батальона, бойцы которого удерживают позиции в донецком аэропорту, говорит, что на выбор бойцов старшие по званию не влияют, на добровольцев, которые с оружием в руках отстаивают свои убеждения, повлиять сложно.
Позывной одного из ополченцев — Мыс. Уехать с передовой не может — позиция не будет прикрыта. Ополченцы — это, пожалуй, самые ответственные избиратели. Они воюют за возможность проводить в Донецкой народной республике свои выборы и самостоятельно формировать органы власти.
В Макеевке — это город-спутник Донецка — длинные очереди к урнам для голосования. Явка — как еще одна возможность подчеркнуть право на самоопределение после событий на Майдане. В Донецкой и Луганской республиках выбирали глав и депутатов Законодательных собраний.
Выборы не признает официальный Киев. На юго-востоке считают, что это — внутреннее дело самопровозглашенных республик.
Следить за ходом голосования на Донбасс прибыли и международные наблюдатели. Из России — представители политических партий, из Европы — члены АБСЕ — альтернативной организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Кстати, европейцы раскритиковали ОБСЕ за то, что, по их мнению, структура стала стороной конфликта.
В Центризбиркоме ДНР на прошедшей неделе говорили цитата "о провокациях, которые могут устроить спецслужбы Украины". Именно поэтому силовые структуры республики предприняли повышенные меры безопасности, власти заявили, что не допустят срыва выборов. При этом неделя перед голосованием была относительно спокойная, интенсивность ударов украинских военных по жилым кварталам и позициям ополчения снизилась.
В Донецке побывали и звезды из России. Иосиф Кобзон, ему, кстати, запретили въезд на Украину, привез в Центр эндокринологии теперь дефицитный здесь инсулин, после исполнил гимн Новороссии, собрал полный зал в Театре оперы и балета.
Михаил Пореченков также привез в Донецк медикаменты, встретился с ополченцами и представил жителям города фильм "Поддубный", в котором он сыграл великого борца.
Визиту Иосифа Кобзона в Службе безопасности Украины пообещали "дать комплексную правовую оценку", на Михаила Пореченкова завели уголовное дело — за то, что ополченцы попросили его пострелять из пулемета. Актер сообщил, что стрелял, что называется, в "молоко". В общем, на все значимые события в Донецке официальный Киев реагировал накануне выборов крайне нервно. Тем удивительнее, что вечером перед днем голосования неожиданно возобновился процесс обмена военнопленными, который был приостановлен почти месяц назад по инициативе властей ДНР.
Тогда Донецк обвинил Киев в том, что в списки попадают случайные люди, а бойцов ополчения передавать республике украинские военные отказываются. Старые проблемы остались, но, судя по всему, в ДНР решили проявить добрую волю накануне выборов: 25 украинских военных обменяли на 25 сторонников ДНР, многие из которых не были в ополчении. На свободе оказалась и журналист из Донецка Елена Блоха.
Неизвестно, продолжатся ли обмены военнопленными после выборов. В Киеве уже заявили о том, что голосование, которое проходит вопреки желанию украинских властей, может сорвать мирные договоренности, которые были достигнуты в белорусской столице.
Первый брифинг главы Центризбиркома ДНР должен стартовать в ближайшее время. Там будут оглашены и данные о явке, и результаты эксит-поллов. А на центральной площади Донецка уже стартовал концерт. Выступила рок-группа из России — еще одни артисты не испугались возможных санкций со стороны официального Киева.