Атомная подводная лодка "Юрий Долгорукий" произвела успешный запуск ракеты "Булава". До этого стрельбы проходили лишь в рамках испытательной программы. Кроме того, впервые в истории атомный подводный крейсер вышел в поход с полной боевой нагрузкой.
До цели — восемь тысяч километров. Полигон Кура на Камчатке. Подводный крейсер стратегического назначения "Юрий Долгорукий" — в Баренцевом море. Для стрельбы межконтинентальной ракетой "Булава" корабль погружается на 45 метров.
Командир крейсера Владимир Ширин больше месяца готовил свой экипаж к такому приказу. Впервые во все 16 шахт лодки загружены ракеты. После многолетних испытаний — боевая практическая стрельба.
"Подходим очень ответственно, ничего сверхъестественного, все штатно", — заверил Владимир Прилепин, старший радиометрист.
Кульминация похода — ракетный пуск. "Булава" выходит из шахты, корабль как будто подбросило, и он как будто присел. Кажется, что "Булава" неторопливо уходит в космос, оставляя ночному морю ослепительный шлейф. На самом деле время полета до Камчатки — менее получаса. Скорость — гиперзвуковая. Десять боевых блоков самостоятельно меняют курс и высоту, преодолевая любые существующие в мире системы противоракетной обороны.
"Мы к этому стремились. Было уже пять пусков из Белого моря в полностью боевом режим. Я очень рад, что успешная стрельба состоялась", — заявил Владимир Ширин, командир "Юрия Долгорукого".
"Юрий Долгорукий" не дает осечек. Все стрельбы отсюда признаны успешными. В ракетном отсеке появится еще одна звезда.
Ракетный крейсер "Юрий Долгорукий" — 170 метров в длину. Перегородки, отсеки, но показать нельзя и сотой части: все — секретно. На борту — "Булава". Любой запуск — ответственно. Это — ядерный щит страны.
"Каждый пуск — это определенная галочка в жизни, которая в дальнейшем прокладывает твою дорогу. Нет таких людей, которые бы не гордились тем, что они делают сейчас. Это спокойствие моей жены, моих родителей. Я делаю все, чтобы они спали спокойно, каждый вечер, смеялись, улыбались. Поэтому я здесь", — отметил Александр Калинин, командир группы пуска баллистических ракет.
"Долгорукий" — головной корабль проекта 955 "Борей". Всего год в составе Северного флота. Только теперь разработчики и инженеры "Севмаша" полностью передали корабль военным. Решили, что к боевой службе он полностью готов.
Старший механик Сергей Ковпак свой корабль называет "Мерседесом" среди подводных лодок", хотя едва ли такое сравнение корректно. Все, что здесь есть, разработано и собрано в России: сенсорные мониторы, джойстики, которыми управляется крейсер, навигационные системы, локаторы, радары. Корабль — первый в четвертом поколении лодок. До 2020 года года их будет у ВМФ восемь. Еще два — "Владимир Мономах" и "Александр Невский" — завершили испытания.
"Юрию Долгорукому" не нужно уходить к чужим берегам, пробираться, к примеру, в Мексиканский залив, чтобы контролировать планету. Наши северные моря и Арктика — удобный плацдарм. Весь мир — как на ладони. Подо льдами крейсер становится незаметен и неуязвим, при этом в любой момент "Долгорукий" может использовать свой сокрушительный арсенал.
Впереди у экипажа — автономное плавание. Три месяца "Долгорукий" может находится под водой, не поднимаясь на поверхность. Для подводников это — необходимый навык и часть работы. В боевых условиях всплыть — значит, обнаружить себя.
"За плечами экипажа — погружение на предельную глубину, погрузка всего боекомплекта. Венец этой работы — практическая стрельба. Наши партнеры все время отслеживают эти моменты", — сказал Владимир Ширин.
Короткий переход в базу, где в опустевшую ракетную шахту загрузят новую многотонную "Булаву". Причалы Северного флота полупусты, и для военных моряков это — хороший признак. Корабли — в море. Остальные готовятся к походам. Ядерное сдерживание — непрерывная работа.