Тема:

Беспорядки в Фергюсоне 7 лет назад

Мятежники готовы взять Фергюсон в огненное кольцо


фото EPA

Фергюсон охвачен огнем, сразу несколько центральных улиц перекрыты. Информации о раненых пока нет. Однако в местный госпиталь с различными травмами уже поступили более 10 демонстрантов. Социальные сети кипят колоритными иллюстрациями "бунта по-американски".

Полиция штата Миссури готовится к официальному заявлению по ситуации в Фергюсоне, однако кадры, которые транслируют все мировые информационные агентства, и которые, наверняка, смотрят и в Белом доме, говорят сами за себя: Фергюсон охвачен огнем, сразу несколько центральных улиц перекрыты. Чтобы разблокировать перегороженный горящими мусорными баками и разбитыми автомобилями Гранд-бульвар, спецназу фактически пришлось идти на штурм. В этот момент в толпе раздалась автоматная очередь. Как сообщили во время пресс-конференции представители властей, всего было более 150 выстрелов. Информации о раненых пока нет. Однако в местный госпиталь с различными травмами уже поступили более 10 демонстрантов. Социальные сети кипят колоритными иллюстрациями "бунта по-американски" — пользователи выкладывают в сеть фото полыхающих зданий и разбитых витрин. Сообщается также о том, что часть протестующих уже устроила огненное кольцо вокруг городской мэрии. И вот данные телекомпании CNN: губернатор американского штата Миссури Джей Никсон распорядился направить в город дополнительные силы Национальной гвардии. Уже минувшей ночью власти штата ограничили полеты гражданской авиации над Фергюсоном. После того, как протестующие начали закидывать сотрудников правопорядка камнями и краской, Национальная гвардия пустила в ход слезоточивый газ. Это и послужило искрой к новому пожару недовольств.

Захолустный Фергюсон вновь стал похож на зону боевых действий. Вопреки введенному чрезвычайному положению, стянутым подразделениям полиции, Нацгвардии, ФБР, всевозможных спецслужб, в городке вспыхнули беспорядки. Послышались выстрелы, в оцепления начали бросать камни. Протестующие разбили несколько полицейских машин, как минимум, одна из них загорелась. Сгорели три здания, причем пожарные почему-то на улицах так и не показались.

Погромы начались едва прокурор огласил вердикт присяжных. Они решили, что белый полицейский Даррен Уилсон, а августе расстрелявший 18-летнего чернокожего парня Майкла Брауна, не превысил полномочия, это была, скорее, самооборона.

"После полного, тщательного и беспристрастного изучения всех фактов и обстоятельств происшествия, жюри не нашло достаточно оснований для возбуждения уголовного дела против полицейского Даррена Уилсона, — констатировал прокурор округа Сент-Луис Боб Маккалох. — Я напоминаю, что члены жюри — это единственные люди, которые в полном объеме изучили все обстоятельства инцидента".

Но у жителей города свое мнение. Многие уверены, что если бы на месте Майкла Брауна был белокожий молодой человек, полицейский не открыл бы огонь. То, что патрульного оправдали, лишь укрепило в этом мнении, хотя во время разбирательств появилось много новых подробностей.

Браун шел посередине дороги по разделительной полосе. Патрульный Уилсон сделал замечание, но тот ответил руганью. Словесная перепалка переросла в потасовку, после чего полицейский открыл огонь. Близкую дистанцию подтверждают следы крови Брауна на рубашке полицейского. То, что парень стоял на коленях с поднятыми руками и кричал – "Не стреляйте!" — свидетели под присягой не подтвердили.

Но в подробности уже никто не вникает. Вспомнились все старые обиды, дело стало политическим. Волна протеста прокатилась от Нью-Йорка до Лос-Анжелеса. Там, правда, митинговали мирно, к чему и призывал сразу после оглашения вердикта Обама.

"Очевидно, что вердикт вызовет беспокойство не только в Фергюсоне, но и по всей Америке, — отметил президент США Барак Обама. — Поэтому хочу напомнить, что мы, прежде всего, страна, построенная на верховенстве закона. Поэтому мы должны согласиться, что большое жюри имело право принять такое решение. Ну а те, кто все-таки выйдет на протесты — делайте это мирно".

В момент произнесения этих слов в Фергюсоне начали погромы, столкновения с полицией. Воспользовались ситуацией и мародеры — на глазах у журналистов они растащили ликеро-водочный магазин. Полицейские почему-то этому никак не препятствовали. Теоретически, пересмотр решения жюри присяжных возможно: должно собраться еще одно жюри. В действительности, после четырех месяцев слушаний власти явно намерены поставить точку. Но только не жители мятежного городка.

Конфликт в Фергюсоне не сиюминутный, а глубинный. Межрасовые отношения, социальное неравенство, черное гетто — хрупкий мир, который едва удерживался на вере в хоть какую-то справедливость, кажется, окончательно рухнул.