Столкновения в центре Киева, начавшиеся вечером 19 января, вспыхнули с новой силой. Спецподразделение "Беркут" пытается сдержать очередной натиск протестующих сторонников оппозиции. Пострадавших — десятки, причем некоторые милиционеры госпитализированы с ножевыми ранениями. Сожжены автобусы и грузовики. При этом, по данным МВД, оппозиционные депутаты начали снабжать демонстрантов холодным оружием.
Беспорядки в Киеве пошли на спад только ближе к утру 20 января 2014 года. Всю ночь, которую уже назвали крещенским побоищем, улица Грушевского, что ведет к Кабинету министров и парламенту, сотрясалась от взрывов.
Кордоны с милицией оказались под настоящим градом из камней и булыжников. Называющие себя мирными демонстранты подносили их штурмовым отрядам мешками, разбирая тротуары.
- Это европейский путь?
- Конечно, европейский: смещение власти народом. Нема выбора, есть революция, — поясняют манифестанты.
Булыжников и брусчатки протестующим уже кажется мало. Они кидают коктейли Молотова в транспорт. Он еще недавно был щитом, которым милиция преграждала путь к правительственному кварталу.
Это уже не факельное шествие памяти националиста Бандеры: милицейские автобусы и спецтехника выгорают полностью. Боевики действуют в масках, самых активных насчитывается несколько сотен. Ответственность за беспорядки взял на себя так называемый "Правый сектор" (запрещена в РФ), он объединяет самые радикальные националистические группировки "Тризуб", "Патриоты" и "Братство". Кажется, что они с самого начала готовились к штурму милицейских кордонов. У многих с собой цепи, железные прутья и файеры.
- Травмы от резиновых пуль, осколками гранат лица посекло, — поясняет один из участников беспорядков.
- Вот пуля резиновая, — демонстрирует другой то, чем обстреливает манифестантов киевская милиция.
Точной информации о пострадавших среди демонстрантов нет. Известно о пяти травмированных журналистах. А вот раненых милиционеров — больше семидесяти. Многие госпитализированы в тяжелом состоянии, в том числе с ножевыми ранениями и черепно-мозговыми травмами.
- Это мир?
- То, что до этого — это не мир! А сейчас, это чтобы хорошо жить, — аргументирует свои действия один из протестующих.
- Это европейский путь. Только европейский. Завтра тут будет еще больше народа, — уверен еще один майдановец.
Как ни пытались штурмовики спровоцировать силы правопорядка, к активным действиям "Беркут" так и не перешел, разгонять никого не стал. Закрывшись щитами, бойцы внутренних войск сдерживали натиск толпы, время от времени пуская слезоточивый газ. Но Совбез американского Белого дома уже поспешил пригрозить украинским властям санкциями, если те не выведут из Киева спецназ.
Ситуация обострилась накануне после очередного митинга оппозиции. Оппозиция назвала принятые законы об ужесточении ответственности за несанкционированные акции протеста и блокирование зданий госорганов диктатурой, хотя украинские власти просто привели законодательство в соответствие с мировой практикой.
Революционные вожди, впрочем, в штурме милицейских кордонов показательно не участвовали. Боксер Кличко и вовсе пытался остудить пыл радикалов.
Но сами же демонстранты окатили Кличко струей из огнетушителя, чем и вывели из себя обычно сдержанного спортсмена.
Лидеры Майдана уже не могут контролировать толпу, которую сами же и вывели на улицы. Но ответственность за случившееся перекладывают на президента.
Утром 20 января по требованию президента Украины Виктора Януковича Совет безопасности страны определил рабочую группу, чтобы заняться урегулированием политического кризиса.
В милиции, где по факту массовых беспорядков возбудили уголовное дело, сообщают о десяти задержанных зачинщиках.